Промыслы и ремесла

Промыслы и ремесла

Наш город Псков славен своей историей, из которой мы знаем, каким мастеровым и умелым был наш народ, с какой любовью и ответственностью относился он к труду, как искусно мог украшать все, что его окружало. На Псковщине было развито большое количество ремесел.

Под защитой псковских укреплений строили свои дворы торговые люди и ремесленники. Они снабжали жителей города и Псковской земли своими изделиями и привозными товарами, которых не могло дать натуральное хозяйство. На протяжении XVI-XVII вв. Псков был одним из самых богатых и культурных городов Московской Руси.

Ремёсла и промыслы на Псковщине имеют вековые традиции. Во второй половине XV века в Псковской судной грамоте впервые упоминаются ремесленные объединения. Они назывались «рядами»: гончарный, льняной, кожевенный т.д. Ряды имели выборных руководителей и свою казну. Ремесленники одной профессии селились на одной улице. Всего известно более 20 специальностей.

В XVI веке высокое развитие в городе Пскове получили литье колоколов и иконописание. Высокого мастерства достигли медники, серебряники, замочники, оружейники. Русские кольчуги охотно покупали в Западной Европе, особенно ценились изделия щитников-мастеров, изготовлявших щиты, и бронников, производивших доспехи.

На Псковщине хорошо было развито производство и обработка железа, которое плавили из озерной или болотной руды в небольших печах — домницах (домница — глинобитная печь небольшого размера, которая использовалась для получения металла из железной руды).

Полученное в домнице железо содержало большое количество шлака (шлак — отходы от производства металла после очистки), поэтому его проковывали молотками, шлак осыпался, и получались заготовки железа в форме прутков, из них ковали необходимые вещи.

В Пскове у ремесленников-кузнецов была своя улица – Кузнецкая, была эта улица за пределами городских стен. Почему? Производство кузнецов было связано с огнем и могло привести к пожарам, опасным для деревянного города.

Практически в каждом семье был мастер-кузнец. Ведь Псков — город-воин, который защищал границы России на протяжении своей более чем тысячелетней истории и выдержал десятки осад. А это значит, что нужно было не только постоянно восстанавливать крепостные стены и башни, строить дома, но и уметь ковать гвозди и оружие.

Старинные псковские мастера в совершенстве владели искусством обработки металла: чеканкой, гравировкой, насечкой, ковкой, литьем филиграни, финифтью, эмалью, зернением, чернением.

Славилась земля Псковская своими мастерами-каменщиками. Даже именовали каменщиков уважительно: «мастер Кирилл», «мастер Федор», тогда как, ремесленников других профессий называли уменьшительными именами» «Демешка-мыльник», «Ермолка-хлебник».

Труд каменщиков-строителей имел для Псковской земли жизненно важное значение: они возводили оборонительные сооружения Пскова и его пригородов. От качества их труда зависела жизнь людей. Они считались лучшими строителями по всей Руси.

Псков чтил своих каменных дел мастеров, звал их «каменных дел художниками», гордился ими. Гордился, когда их звали строить другие города, в Казань, в саму Москву – храм Благовещения и Собор Василия Блаженного на Красной площади возведены при участии псковских мастеров.

Собор Василия Блаженного напоминает о взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 года. Построили его псковские строители Барма и Постник. Существует притча, которая доныне в народе за достоверную передается: что Иван Грозный, восхитившись собором Василия Блаженного, повелел выколоть глаза зодчим Барме и Постнику, чтобы они не могли скопировать своё произведение или, чего доброго, сотворить нечто ещё более прекрасное.

Знать, умели они работать горячо
И не слабым было русское плечо.
Знать, умели красотою дорожить –
В камень стылый душу светлую вложить. 

Л. Маляков

Возводили мастера крепости и церкви с такой любовью к своей земле, что глядя на все памятники мастеров – каменщиков, думаешь, каким был в прошлом русский человек, создавший все это:

То не лебедь выходила из реки
И вставала,
Белокура и легка, -
Возводили на Великой мужики
Церковь – крепость,
Словно песню на века.

Л. Маляков

Славилась земля Псковская мастерами – каменщиками…, но не менее известными были мастера гончарного дела.

Дополнительная информация от Псковского музея-заповедника

Изборские каменотесы

Каменотёсное ремесло — одно из самых древнейших, так как ещё с первобытных времён камень используется человеком для возведения различных построек. Из поколения в поколение передавались профессиональные тонкости и секреты мастеров. Для работы с камнем мастера использовали различные инструменты: железное кайло, зубило, лом, деревянные клинья и кувалды, пилы и топоры для выемки известняковых пластов.

На западе Псковской земли издавна занимались ломкой камня – известняка. В окрестностях Изборска имеется множество выходов плитнякового камня, который и использовался изборянами для изготовления самых различных изделий.

Этот камень служил строительным материалом для возведения стен Изборской крепости, для мощения дорог, строительства домов. В XIX в. из известняковой плиты сооружали конюшни, скотные дворы, хозяйственные постройки и ограды.

Близ Изборска, в Блиновой роще около старой Псковской дороги, известна древняя плитоломня – «мастерская» по изготовлению каменных крестов, которых много как в самом Изборске, так и в его окрестностях. По характеру использования они делятся на памятные, намогильные, поклонные (придорожные и у святых источников) и вкладные. Рядом с плитоломней были найдены полуфабрикаты и фрагменты бракованных крестов из местного плитнякового камня.

Мужчины из деревни Конечки занимались доходным промыслом: резали кирпичи из туфа. После изготовления кирпичи поливали холодной водой для отвердевания. Из кирпичей делали наружную часть деревенской печной трубы, говорили, что труба из такого материала была вечной.

Умение обрабатывать изборскую плиту передавалось от мастера к мастеру, так как известняк – камень податливый, но своеобразный, поэтому работа с ним требовала особого внимания и навыков. Стараниями изборских каменотёсов вымощены километры дорог, возведены сотни метров стен, сохранены строительные традиции.

В коллекции Изборского музея-заповедника находятся фотографии, на которых мастера запечатлены за работой.

Керамические изделия – самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева, глина не горит, не гниет, не окисляется, подобно металлу. Этот промысел развивался всюду, где были залежи пригодной для обжига глины.

Для изготовления, сушки и обжига посуды крестьяне ставили у себя на дворах заводы — отдельные помещения; порой приходилось работать и в жилой избе. Завод оборудовался гончарной печью — горном; по периметру помещения в стены врубались полки для сушки посуды; там же устраивались лавки, перед которыми устанавливали гончарные станки — один или несколько, смотря по количеству работников в семье.

Станок состоял из двух кругов на железном стержне, вращающемся в углублении стальной пластинки, прибитой к полу. Нижний круг — маховик -раскручивали ногой, верхний круг — для работы с глиной. Такие станки изготавливали местные кузнецы, служили они лет 50; на нижнем круге даже образовывалась борозда от ударов ноги. Возле круга помещали корытце с водой для смачивания рук; при отделке пользовались деревянным ножиком (щепкой). Готовую посуду снимали с круга ниткой или медной проволокой.

На Руси само слово «гончар» — произошло от названия обжиговых печей. В старину мастеров, работающих с глиной, называли «горнчарами», но со временем буква «р», затрудняющая произношение, была утрачена. И особенно славились гончары Псковоградской волости псковского уезда, из деревень, расположенных на реке Черехе.

У гончаров на реке Черехе сохранилось предание об основании промысла. Они рассказывали, что первый горшечник был выходцем из Пскова, с Завеличья. Первоначально он изготавливал кафель, затем перешел на точение горшков и кружек.

Гончар на круге деревянном
Ей отдал взмах руки своей,
А после печи цвет каляный,
Пожар малиновых углей,
Огня, воды и глины дружба
Застыла каменным цветком.
Ах, эта глиняная кружка…

С. Орлов

Со временем появляется самая разнообразная посуда, светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, грузила для рыболовных снастей, пряслица для веретен и многое другое.

Мастера всю душу вкладывали в свои изделия. Известен мастер из деревни Луковка псковского уезда Захар Павлов. Он был не просто мастер, но и художник своего дела: изобретал сосуды с секретом, например, кружка, из которой буквально «по усам текло, да в рот не попало», если не знать до какого места дотронуться губами, чтобы попить. Его работы очень ценились.

Но как же она устроена и в чем этот секрет? В верхней части кружки расположены по окружности дырочки. Когда кружку наклоняют, содержимое не попадает в рот, а обливает грудь. Об этом предупреждает подпись на кружке: «Напейся, но не облейся».

Гончары продавали потешные кружки на рынках за две цены: одну назначали за саму кружку, а другую — за секрет, точнее, за его раскрытие.
(Секрет кружки спрятан в ручке — она сделана полой. Канал, проходящий внутри ручки, имеет вход у дна кружки и выход в одном из пяти сосочков, идущих по верхнему ободу. Таким образом, из кружки нужно пить, всасывая в себя содержимое через сосочек. Однако главный секрет — в маленькой дырочке, спрятанной под ручкой. Только зажав ее пальцем, можно напиться, не облившись).

Юрий Пересада — гончар, современный псковский мастер по изготовлению керамической посуды. Его называют создателем пересадовской керамики.

В 18 лет он попал в археологическую экспедицию и в Ташкенте впервые познакомился с глиной. В керамической мастерской, взяв ее в руки, по собственным воспоминаниям, он ощутил вдруг такое наслаждение, такой кайф, которые до сих пор мастер считает промыслом божьим.

В тот момент Юрий Пересада и нашел дело своей жизни, но гениальным гончаром, конечно, стал не сразу. Долгие годы он учился ремеслу. Нет, не в ремесленном училище, а самостоятельно, в библиотеке. Много лет спустя, Юрий переехал в город Печоры Псковской области, и здесь, в печорской мастерской, родилась и зажила своей жизнью знаменитая на весь мир пересадовская керамика.

Именно здесь он своим мастерством заслужил титул «Мастер народного творчества» и стал обладателем государственной премии «Душа России».

Часто свои изделия Юрий подписывает вручную, чтобы люди точно понимали: это сделано для них, сделано с любовью. Таким образом мастер как бы адресно обращается к каждому покупателю.

Кредо мастера у Юрия Пересады очень простое: «Я делаю качественные и красивые вещи, доступные обычным людям».

Посуда Юрия Пересады яркая, качественная и долговечная. Чашки, в которые влюбляешься с первого глотка чая или кофе, — настоящие произведения искусства. Они не предназначены для украшения полки, они созданы для того, чтобы жить, наполняться ароматами и дарить радость.

«Более 20 лет занимаюсь керамикой и все также ее люблю. И вот через свои вещи пытаюсь передать эту любовь другим людям, ее красоту и многообразие. А также, через свою работу, надеюсь внести новый высокий стандарт качества на российском рынке гончарной посуды».

Гончарные изделия, как правило, производили мужчины, а обихаживали, пользовались ими женщины. Их руки выполняли разную работу. Они помогали людям появляться на свет, они кормили, пеленали детей, стирали, варили, жали ниву…

Ведь они
Мир в маленьких своих ладонях держат.
И чем трудней и пасмурнее дни,
Тем эти руки и сильней, и тверже.
Продернув нить веков в иглу,
Все порванное в нашем мире сшили.

Р. Гамзатов

В руках женщины священный огонь домашнего очага: украсить, внести уют в повседневную жизнь – это может сделать только женщина.

Традиционными видами женского ремесла были ткачество и вышивка.

Умелые руки псковских женщин иглой расписывали сотканную ткань. Постоянно развиваясь, ручная вышивка в 14 -17 веках достигла своего расцвета в украшении одежды, предметов домашнего обихода. В сочетании с жемчугами и самоцветами вышивалась царская и боярская одежда, а также свадебные полотенца, праздничные рубашки, платки и т.д.

Холст домашний, как снежок,
Ровен, бел.
Вот на нем еще стежок
Заалел.
Рукоделье – волшебство,
В нем – мечты,
И любовь, и торжество красоты.

П. Хузангай

На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать девочек этому ремеслу начинали в 4 – 5 лет. Девушка к 15 – 16 годам должна была сама приготовить приданое.

В ее сундуке, к приходу сватов, накапливалось до 100 полотенец, много подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками.  К ручному ткачеству относится и плетение поясов, которые были обязательным атрибутом русского женского и мужского народного костюма. Узоры по льняной основе перебирали разноцветными нитками, часто ткали слова. Концы поясов заканчивались яркими кистями или шариками. Каждая мастерица к свадьбе готовила по 100 и более поясов, одаривала ими жениха, родственников, гостей.

Всякое умение трудом дается. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Попробуйте объяснить смысл пословиц:
•    Какова пряха – такова на ней рубаха
(Если возьмешься за дело умеючи, то и результат получится хороший, а будешь трудиться кое-как, тяп-ляп, то результат будет неважный)
•    Без труда не вынешь рыбку из пруда.
(Когда человек ленится, он ничего не добьется в жизни)
•    Длинная нитка – ленивая швея
(Ленивая швея, оставляя длинную нитку, думает, что ее дело быстро сладится. Но нитка капризничает, путается, и работа никак не спорится)

Квест — разминка  «Как это было…»

Древнее  название города – Пьсков, Пльсков, Плесков – производные от имени реки Псковы. Возможно, название города произошло от сходно звучащих слов старославянского языка – «песок», «плеск». Есть и еще один вариант: от эстонского слова «пикх», означающего липкую массу или смолу. Однако, все это только предположения, история названия города Пскова до сих пор не разгадана. Вам представляется уникальная возможность побыть в роли ученых, изучающих псковский диалект. Попробуйте отгадать, что означают слова:
Глядушка — …зеркало
Ладуша — …ладонь
Смяться — …смутиться
Всправка — …починка
Сверзить — …погубить
Гуляха — … картофель
Уцащать — …принять с почетом
Вица — …прут

А теперь догадайтесь по смыслу, о чем идет речь в этих фразах:

— Матица блицы в набирку насбирала.
(Мать грибы в корзинку насобирала)

— На Ивана Купала мазилки жгли.
 (На Ивана Купала костры жгли)

— Попутник на сухрестке растё и всё слыша.
 (Подорожник на перекрестке растет и все слышит)

— Разве видак был, куды ты шел?
(Разве свидетель был, куда ты шел?)

— На свадьбе невесте преподносят даринки.
 (На свадьбе невесте преподносят подарки)

— Грабажи гармонь украли.
 (Грабители гармонь украли)

Кто трудится, всегда живет в достатке. Символом достатка и благополучия — хлеб. Были наши предки хлебосольным народом.

Щи из квашенной капусты со снетками
Варят обычные щи на рыбном бульоне. Снетки промывают и кладут за 10-15 мин. до готовности.
В книге подмечено, что в каждый сезон еда была своя. Привлекает внимание глава «Трапеза монахов» с дополнением, где дается меню  Псково-Печерского монастыря, которому более 500 лет. В обычный день подают – ароматный вкусный квас, гречневая каша, картофельные вареники, хлеб монастырской выпечки.

В старину говорили «Ешь, что поставят, делай, что заставят».

В книге автора Ж. С. Журибеда «Чай по-псковски» представлены десятки рецептов чайных напитков на все случаи жизни, широко распространённых в историческом Пскове. Русское чаепитие неразрывно связано с самоваром. Уже в летописях встречаются первые упоминания о традициях чайных посиделок. В старой Москве пили чай четыре раза, в Пскове — шесть раз в день и больше. За чаепитием обязательно велись добрые душевные беседы. Детей также приглашали за стол, они пили чай со взрослыми, слушали беседы, учились вести себя за столом.

К чаю подавали любимое угощение — баранки, бублики, сушки, которые являются традиционными русскими хлебными изделиями. Их и покупали и пекли сами, привозили из города крестьяне как гостинец, для детей они были лакомством. Но мало кто знает, в чем различие этих вкусных изделий.

Русское слово «баранка» образовалось от глагола «обварить» («обварить» — «обваранка», «баранка»). Исходным признаком для образования данного слова стала одна из особенностей способа изготовления баранок: обваривание их в кипятке перед тем, как печь.

Сравнительно недавно укоренилось в русском литературном языке слово «бублик». Украинское по происхождению, соответствующее словам со значением «вспухание, пузырь» (опухшая баранка).

Только у слова «сушка» этот признак очевиден. «Сушки,— читаем мы в Словаре Даля, — тонкие баранки, сильно засушенные». Это отличие их от баранок и бубликов.

Баранник (и более позднее бараночник) — названия профессиональных хлебопеков, пекарей, которые пекут баранки.

Много чудесных ремесел на свете
Все, что ни взять, хороши!
Задача твоя такая –
Найти себе ремесло для души!

 «Ремесло для души»: вопрос — ответ
1.    Человек, который ловит рыбу – рыбак
2.    Приспособление для ловли животных – капкан
3.    Человек, делающий мебель – столяр
4.    Собиратель меда – бортник
5.    Кто гонит из сосны смолу – смолокур
6.    Орудие труда, необходимое для рубки избы – топор
7.    Ткань, которую изготавливали в домашних условиях – домотканая
8.    Основное приспособление для прядения нитки – прялка
9.    Мастер, выделывающий кожу – кожевенник
10.    Мастер, изготавливающий бочки – бондарь
11.    Мастер по изготовлению тканей – ткач
12.    Человек, из – под рук которого выходит прекрасная посуда глиняная – гончар

Видео


Причудье. Кузнечное ремесло

Посвящается городу Пскову (Скобари)

Источники


•    Бессмертник, В. Чай : целебный напиток, чудесный бальзам / Валентина Бессмертник. – М. : РИА «РАРИТЕТ», 1997.
•    Вальнер, Н. А. Ольгин град : книга для детей младшего школьного возраста / Н. А. Вальнер. – Псков : ПОИПКРО, 2001.
•    Воробьёв В. Г. «В старину едали деды…»: очерки и рецепты народной кухни / Владимир Георгиевич Воробьев, Нелли Федоровна Воробьева. – Псков : Псковская правда, 1990.
•    Докучаев, И. А. Изборск : путеводитель по памятным местам / И. А. Докучаев. – Псков : [б. и.], 2002.
•    Журибеда, Ж. С. Чай по-псковски / Ж. С. Журибеда. – Рига : НПКО Технолар, 1989.
•    Историко-этнографические очерки Псковского края / [авт. кол.: В. И. Борисова, И. И. Верняев, А. В. Гадло и др. ; отв. ред. А. В. Гадло]. — Псков : ПОИПКРО, 1999.
•    Москва для тебя / [авт. Н. М. Молева]. — М. : Экопрос, 1996. — (Окошки в твой мир).
•    Народные приметы // Детская энциклопедия. АИФ. — 2011. — N 3. — С. 1-64.
•    Псковские говоры: труды второй Псковской диалектологической конференции 1964 года. – Псков : [б. и.], 1968.
•    Синова, И. В. Народы России : история и культура, обычаи и традиции / И. В. Синова. – СПб. : ЛИТЕРА, 2008. – (Любимая Россия).