Традиции и обычаи

Традиции и обычаи

Сайт «Семейные традиции и ценности населения Псковского края XVIII–XX веков»

Научно-популярный сайт «Семейные традиции и ценности населения Псковского края XVIII–XX веков» разработан при поддержке фонда «История Отечества» преподавателями кафедры отечественной и всеобщей истории и магистрантами Псковского государственного университета. Партнерами выступили Государственный архив Псковской области и Музей-заповедник «Изборск».

На страницах проекта можно познакомиться с десятью разделами, рассказывающими о нравственных установках, праздниках, традициях воспитания и обучения семей населения Псковского края.

Почему у крестьян был самый крепкий брак? В чем отличие гербов псковских дворянских родов от остальных в Российской империи? Что было жемчужиной купеческой свадьбы? Воспитанные верой, или как проходило обучение в семье священника?

Планируется, что сайт станет платформой, соединяющей прошлое и настоящее. К сотрудничеству будут приглашаться историки, краеведы и любые желающие поделиться историей своей семьи.

Информационный мультимедийный ресурс «Объекты нематериального культурного наследия» на сайте Областного центра народного творчества. Выпуски 1-9 (2013-2024 гг.)

Содержание 8 выпуска ресурса 'Объекты нематериального культурного наследия'

Восьмой выпуск «Объектов нематериального культурного наследия Псковской области» опубликован на сайте Псковского областного центра народного творчества.

Читатели узнают, как изготавливали крестьянскую обувь «поршни» в первой половине ХХ века в Спицинской волости Гдовского района; как жители деревни Островцы Гдовского района пекли свадебное обрядовое блюдо — пирог с «подобой», как использовали обрядовый мяч «шелуга» в псковской деревне Ершово.

Также в новом выпуске описана технология изготовления псковского (торопецкого) кокошника «шишак».

Псковский областной центр народного творчества проводит работу по сохранению, изучению и популяризации нематериального этнокультурного достояния псковичей. С 2012 года формируется Единый электронный реестр объектов нематериального культурного наследия Псковской области, в котором сегодня хранится 78 традиций псковичей. Три объекта от Псковской области включены в Единый электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России.

Сегодня мы совершим путешествие в прошлую жизнь псковичей, узнаем, как жили наши предки, как они отдыхали и работали.

Календарь крестьян состоял из рабочих и нерабочих дней, будней и праздников. В будни они были заняты разнообразной работой, а вот в праздники работать было нельзя, грех. «Праздничная работа впрок не идет», — гласила народная мудрость.

А как крестьяне готовились к праздникам? Накануне обязательно ходили в баню, убирали избу, готовили особенную еду — cамодельную колбасу, холодец, пироги.

Молодежь в праздники любила петь и плясать. Парни и девушки собирались для этого вечером у кого-нибудь дома. Веселились, пели песни, а девушки занимались одновременно еще рукоделием и гаданием.

Любимые праздники у крестьян были на Псковщине — Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Иван-Купала.

Более подробно о Рождестве, Святках, Колядках и Крещении можно прочитать на сайте ЦБС г. Пскова.

Крестьяне Псковщины, как и повсеместно в России, почитали Рождество в качестве большого праздника. Отмечали его в течение 2-3 дней в кругу семьи. Хозяйки делали стол: варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пироги, лепешки с картофелем, творогом, грибами. Ритуальной едой были кутья, блины, а также маленькие булочки в форме овечек, коровок, которые раздавались всем членам семьи.

На Псковщине получила распространение западная традиция устраивать на Рождество кукольные представления, которые показывали кукольники в переносном ящике-театре — вертепе. Театральное действие делилось на две части: религиозную и светскую. Большая часть представления была отведена под бытовые сценки из народной жизни.

Повсеместно на территории Псковской губернии бытовали обычаи: славление Христа, колядование, молодежные вечеринки с играми и хороводами, ряженье, гадание девушек о судьбе.

Период с вечера кануна Рождества до Крещения (24 декабря — 6 января по ст. ст.) назывался в народе Святками или Святыми вечерами.

Начинались Святки с хождения славелыциков. В ночь на Рождество дети или подростки отправлялись со звездой по домам славить Христа, т.е. петь под окнами рождественские молитвы, изготавливали из бумаги звезду, вставляя внутрь свечу.

Вслед за славельщиками, а иногда и вместо них, обрядовый обход домов совершали колядовщики с пением колядок. Слово коляда в Псковской области обозначало святочные песни с пожеланием хозяевам удачи и благополучия.

Колядовщики представляли собой группу, состоявшую либо из детей и подростков, либо из молодежи, либо из взрослых членов общины. Шествуя по улице деревни, колядовщики подходили к окнам домов и пели:

«Что пришло, притекло к нам
Христово Рождество.
Мы ходили, мы искали Коледошенку,
Мы пошли Коляду
Ко Павлову двору
Там шелкова трава,
булатный тын,
железные ворота,
Посреди двора три терема:
первый - красно солнышко,
второй - звездочки.
Чашку круп или денег сруб.
Нам ни денег, ни полтину,
Одну денежку с копьем,
Оставайся сам с добром».

Хозяева с нетерпением ожидали колядовщиков, заранее приготовив для них хлеб, колбасу, пироги, лепешки, деньги. Одаривание хлебом должно было обеспечить хозяевам пожелание со стороны колядовщиков плодородного года. Все полученные дары колядовщики складывали вместе и устраивали общий стол.

Характерной чертой Святок было ряженье. Крестьяне переодевались в костюмы разных животных — медведя, корову, быка, надевали маски. Лица мазали сажей, щеки красной краской. Старались нарядиться пострашнее и посмешнее. Этим они изображали нечисть, которая, по поверью именно в период Святок вела себя особенно активно. Поведение их отличалось вольностью и шалостями, запрещенными в обычное время.

Молодые жгли огромный костер на поле. Возле него собирались парни и девушки, танцевали под гармошку, валялись в снегу, веселились. А после того, как потушат костер, молодежь отправлялась в избу, и там продолжались пляска и веселье до утра, до первых петухов.

 В 6 часов утра все расходились по домам. Праздничные гулянья молодежи в святочный период назывались игрищами, гуляньями.

Святочные бесчинства заканчивались накануне Крещения.

Главным событием этого христианского праздника было водосвятие. Священники святили воду (крестили воду) в церкви, в церковных колодцах, шли с молебнами на водоемы, где делали во льду прорубь, воду в которой тоже святили. После  освящения воды купались, чтобы снять с себя все грехи.

Как называлась освященная в Крещение вода?
— Вода называлась «святой водой» и считалась целебной в течение года.
Как вы думаете, с какой целью использовали такую воду?
— Святую воду использовали для лечения людей и домашних животных.

На Крещение выпекали хлеба с символикой креста.

А еще в Крещение устраивали ярмарки невест. Девушки вставали в ряд вдоль дороги или на холме в своих лучших нарядах, и женихи выбирали себе невест. Потом засылали сватов и играли свадьбы.
В канун Крещения поминали умерших: варили овсяный кисель или гороховую кутью и выносили на мороз — «Кормили Мороза» и пели песни: «Дед Мороз, Дед Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, росу не убивай и ребятишек не гоняй». (г.  Великие Луки)

Масленица

«Следующий праздник — праздник-объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним — сметана и варенье, и, конечно же, икра»!

Конкурс «Догадывайся, смекай, отгадывай»

1. Желтый, круглый, ароматный  и на вкус такой приятный.
И с вареньем, и с медком, со сгущенным молочком (Блин).
2. Прогони от нас метели, прокати на карусели.
Растопи холодный лед, пусть весна скорей придет! (Масленица)
3. А мы Масленицу повстречали, сыром гору набивали.
Маслом гору поливали, на широк двор зазывали (Блины).
4.  Всю неделю отдыхаем, всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем, а весну теплом встречаем (Масленица).

Раньше для славян праздник Масленицы долгое время был встречей Нового года, потому что на Руси до XIV века год начинался с марта. А известно, как встретишь год, таким он и будет. Потому и не скупились в этот праздник на застолье и веселье. Называли Масленицу «честной», «широкой», «обжорной».

Откуда пошло название «Масленица?»

Название возникло потому, что по православному обычаю мясо уже исключали из пищи, а молочные продукты можно было еще употреблять — вот и пекли блины масляные. В Псковской губернии праздновали Масленицу с размахом. В части районов этот праздник начинали отмечать с воскресенья, получившего название «Малой Маслены». В этот день подростки строили ледяные горы и при этом приговаривали: «Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широкий двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

Поздно вечером на улицу выходила встречать Масленицу молодежь, распевая обрядовые масленичные песни. Однако наиболее распространенным днем встречи Масленицы на Псковщине был понедельник, получивший название встречи. Каждый день недели имел название, соответствующее своим особенностям: вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий, перелом, пятница — посиделки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье — проводы или прощеный день.

В понедельник утром дети собирались на снежных горах и говорили: «Звал, позвал честный Семик широку Масленицу к себе в гости на двор». В Островском уезде дети, съезжая на салазках с ледяных гор, кричали: «Приехала Масленица!» Приходила на горы и молодежь. Девушки клали на свои головы по блину и пели песни Масленице. Парень мог схватить блин у той девушки, которая понравилась ему, и съесть его.

Печь блины — главный ритуал Масленицы. Масленица — это проводы зимы. А круглый блин — это символ солнца, символ победы весны над зимой, жизни над смертью. У славянских народов «Масленица» считалась женским праздником. Тесто на блины готовили женщины, а вот печь их должны были мужчины. Чтобы не сглазить свое счастье, рецепт теста для блинов держался в секрете, то есть каждая хозяйка добавляла какой-то свой особенный ингредиент. А еще существовало поверье: «Много блинов напечешь — богатство привлечешь». Кроме блинов на «Масленицу» пекли лепешки, ватрушки, готовили сырницу (творог с маслом, перемешанные слоями), жарили яичницу, варили кисели.

В народе «Масленицу» называют «Гулевой праздник».

Девушки и женщины надевали на гулянье праздничную одежду, ходили вдоль деревни и пели песни, танцевали. Песни, исполнявшиеся во время гулянья, получили название «гулевых песен». Женщины собирались в центре деревни или выходили за деревню на горку, чтобы песня была слышна далеко. Такая манера исполнения песен получила название — кричать песни.

В Невельском районе существовал обычай петь на сугробах. На Масленицу женщины устраивали особый праздник — Брыксы, Кирмаш, Овласий, на котором присутствие мужчин было категорически запрещено. Проводились Брыксы в четверг. Для празднования женщины собирали продукты вскладчину и снимали избу.

Во вторник начинались шумные развлечения — катания на санях, народные гулянья, балаганы, ярмарки.Катались с ледяных горок все, от мала до велика. По тому, как человек спускался вниз, судили о судьбе: чем дальше проедешь — тем длиннее будет жизнь. Катанию с гор приписывалось магическое значение: «… чем больше кто катается…, тем длиннее у того уродится лен». В Палкинском районе дети во время катания на санях кричали: «Лен-ленок, уродись, золотист, шелковист, чтоб как шелк».

Среда — день, когда зять приходит к теще на блины. Теща ухаживала за зятем и старалась кормить его досыта. Каждая трапеза непременно заканчивалась подачей ритуального блюда — яичницы. Родители были особенно предусмотрительны, если их гость был недоволен молодой женою; тесть подавал зятю хлеб и нож, если последний отрезал хлеб от середины, — это хороший знак, если же от края — значит женой недоволен.

В четверг проводились состязания в силе и ловкости, например, кулачные бои.

В Гдовском районе была распространена традиция катания на лошадях. Устраивали ярмарки, на которых высматривали невест. Ездили ряженые по деревням с самоваром и всех угощали горячим чаем.

И, конечно, на Масленицу наряжали Масленичное чучело. Делали его из соломенного снопа или набитого сеном мешка, повязывали платок, надевали кофту.

На Масленицу разводили костер, ходили вокруг него и пели песни, плясали. Через костер перепрыгивали. Главным ритуалом масленичной обрядности были проводы Масленицы, включая сожжение чучела. В воскресенье вечером все жители деревни провожали Масленицу до «горки». Торжественно, с пением обрядовых песен, чучело доносили до костра и укрепляли в центре. Сожжение Масленицы проходило под громкие крики, смех, пение.

Мальчишки, вырывая горящие пучки соломы, кружились и пели: «Мы Масленицу первые повстречали, мы широкую первые сожигали». Издалека мелькали огни масленичных костров соседних деревень. Воскресенье накануне поста называлось «Прощеное воскресенье»: все просили друг у друга прощение, освобождались от старых обид, прощались с зимой, встречали весну и пост с чистым сердцем и легкой душой.

Вспомните, какие старинные обычаи сохранились в ваших семьях? У ваших бабушек и дедушек?На Псковщине восточнославянский обычай закликать весну заключался в изготовлении 9 марта обрядного печенья: жаворонков, сороков или комов. По церковному календарю — это день Сорока мучеников, по народному — Сороки.

Печенье пекли из ржаной или пшеничной муки. Жаворонкам придавали форму птиц: делали глаза, головку, крылья, хвост. По народным представлениям, прилет птиц, в том числе и жаворонков, символизировал наступление весны. Сороки представляли собой круглые булочки и орешки; их должно быть сорок. В Порховском районе при испечении сороков в одну или две булочки закладывают монетки. Крестьяне считают, что «тот, кому достанется монетка, найдет счастье».

Последнее воскресенье перед Пасхой называли Вербным. В этот день ходили в церковь святить недавно распустившиеся веточки вербы, которым приписывали магические свойства. Использование вербы в весенних обрядах не случайно: это первое растение, на котором весной появляются почки. Ломали вербу обычно в субботу, а после освящения, украсив лентами и кистями, ставили к иконе и втыкали в косяки окон.

Общерусский обычай хлестать всех домочадцев, а особенно детей, освященной вербой с целью получения здоровья был известен и на Псковщине. При этом крестьяне приговаривали: «Верба-хлест, бьет до слез».

Напекли хозяюшки к празднику в печи,
пышные румяные чудо - куличи!

На какой праздник пекут куличи? Правильно, этот праздник называется Пасха. К празднованию Пасхи в народе готовились заранее. За неделю до праздника приглашали мыть избы — «на избовье». Терли пол, стены, потолок соломенными мочалками.

Пасха повсеместно была самым большим праздником. В пасхальную ночь празднично одетый народ направлялся в церковь на службу, «чтобы грехи оставить там и начать другую жизнь после поста». В узелках или корзинках крестьяне несли прикрытые полотенцем пасху, кулич, крашеные яйца, чтобы освятить в церкви. Утром возвращались домой, поздравляли друг друга с воскресением Христа, христосовались и обменивались яйцами. А ровно в 12 часов ночи глава семьи выходил на улицу и стрелял из ружья, возвещая тем самым, что «прилетел Христос».

В пасхальную неделю нельзя было работать. В первые дни недели  деревню обходили «Христоносы»- небольшие группы детей, иногда в сопровождении священника. Они «славили» Христа, пели молитвы, за это их одаривали яйцами.Что еще должно быть на праздничном столе на Пасху?

Творожная паста и крашеные яйца. Раньше яйца красили луковой шелухой, а сейчас продается множество цветных наклеек и цветных красок, с помощью которых их можно красиво оформить. На праздничном столе у крестьян обязательно стояло сливочное масло, холодец. А под конец праздничной трапезы подавали клюквенный кисель.

На Пасху взрослые и дети играли с пасхальными яйцами -«каталися яичком». Они ставили деревянный круг, в который помещали по одному яйцу. Делали лоток (наклоненную в круг доску с желобком) и по нему катили яйцо. Если оно разбивало какое-нибудь из яиц в круге, то игрок брал себе оба яйца. В Пасху водили хороводы, танцевали, играли в лапту, ручеек. Играли с мячом.  В Гдовском и Струго-Красненском районах имел обычай кататься на качелях. Юноши и девушки, качаясь, пели песни.

За весной приходит лето. И сейчас поговорим о празднике, который приходится на лето.

Это праздник Ивана Купала. «Иванов день»  называется в народе «Иван», «цветной Иван». Праздновать Иванов день в Псковской губернии начинали накануне — в день Аграфены Купальницы.

По традиции в этот день все обязательно мылись в бане. После бани в юго-западных районах женщины и девушки собирались на улице и шли по деревне и по полям с пением иванских песен:

«Собирайтесь, девки, Ивана пеяти,
Ивана пеяти, солнце пильнувати» (Себежский район).

Не выйти на улицу в Иванову ночь считалось позором для девушки или женщины. Односельчанки могли осмеять оставшихся дома: им пели корильные песни. «Все должны были выйти на двор — за ворота… все должны были открыть ворота… или окна. Это ж самое время — Иван, самая и краса», — говорили крестьяне Себежского района.

В день Аграфены Купальницы готовили обрядовые блюда. Пожилая знающая женщина пекла специальное кушанье из зерен ржи — кулагу (кулагой называли также кисель). Кусочки кулаги раздавали всем певуньям перед обходом полей. В деревне Дашкове Себежского района девушки и женщины пели:

«Мы дернем-подернем по три зерны у жорны.
Мы с этих зернышек намелим мучицки,
Мы с этой кулагой пойдем на Купальню.
У жита сядете, трех змей стерете.
Одна ж змея залом залымала.
Другая змея молоко хлебала.
А третья коров кликала».

На Псковщине повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, смоляки (пни), надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. В Порховском районе охваченные огнем бочки и колеса парни скатывали под гору. Пепел от ивановского костра молодежь рассеивала по полю со словами: «Родись, хлеб, для наших малых детей».

У костров разворачивалось большое гулянье, которое длилось до рассвета. На гулянье жители деревень пели песни, водили хороводы, играли в горелки, плясали, а потом около костра устраивали трапезу: ели картошку, огурцы. Вечером прыгали через костер. В ивановскую ночь девушки собирали 12 видов трав (среди них обязательно были подорожник, полынь) и клали их под подушку, чтобы приснился суженый.

 В Порховском районе приносили домой траву богатку. На следующий день замечали: чей цветок распустился — тот будет счастлив в жизни (если цветок принадлежал девушке — выйдет замуж); если чьи-то цветы завяли — того ждут несчастья.

Из собранных трав девушки плели венки для гаданий. Пускали венок по воде, смотрели и загадывали: утонет — к смерти, куда поплывет — в той стороне жених будет, сойдется с другим венком — замуж выйдешь.

В Гдовском районе после захода солнца девушки шли в поле, несли с собой украденную рассаду капусты и там сажали: если приживется, то девушка выйдет замуж.

Существует поверье о цветущем папоротнике. Если увидеть его цветок в ночь на Ивана, то сбудется любое желанье. По поверью, Ивановская ночь считалась временем разгула нечисти: на болотах устраивались сборища колдунов и ведьм. «На Ивана колдуны ходят, на клюках едут, волосы развеваются»,- говорят порховские крестьяне. С помощью купальских огней и обрядовых песен с полей изгоняли нечисть в образе русалок, охраняли урожай и скот от посягательств ведьм, а животных — еще и от змей.

В настоящее время среди населения Псковщины сохраняются некоторые купальские поверья и обряды. Так, в селе Дубровно Порховского района в ночь на Ивана молодежь и подростки жгут бочки и колеса и скатывают их под гору. После этого все отправляются купаться.

Череда праздников завершалась  Покровом. К этому дню все сельскохозяйственные работы должны быть закончены. С Покрова начинался осенний сезон свадеб.

В конце XIX — начале XX вв. в свободный от сельскохозяйственных работ период, начинавшийся с Покрова, молодежь уходила из деревень наниматься на работу.

Все крестьянские игры и песни были не просто развлечением. С их помощью наши предки высказывали свое уважение к Богу, силам природы, друг к другу. Именно поэтому многие традиции и обычаи, связанные с праздниками, сохранились до наших дней.

Источники


  1. Историко-этнографические очерки Псковского края / Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования ; С.-Петереб. гос. ун-т, ист. фак. ; [авт. кол.: В. И. Борисова, И. И. Верняев, А. В. Гадло и др. ; отв. ред. А. В. Гадло]. — Псков : ПОИПКРО, 1999. — 315 с.
  2. Народная традиционная культура Псковской области : обзор экспедиц. материалов. : в 2 т. / Комитет по культуре Псков. обл., Обл. центр. нар. творчества ; Е. А. Валевская, И. В. Королькова, Г. В. Лобкова и др. ; отв. ред. Г. В. Лобкова . — СПб. ; Псков : Изд-во Областного центра народного творчества, 2002.
  3. Псковская энциклопедия / Гл. ред. А. И. Лобачев. — Псков : Изд-во «Псков. энцикл.», 2003. — 910 с. — (1100 лет Пскову).