Основание Пскова

Основание Пскова


На лад старинный звать его Плесков.
Он и теперь звенит колоколами.
Наш древний Псков из памяти веков
Глядит пятью большими куполами.

Ларина Федотова

псковская поэтесса

Приглашаем совершить удивительное путешествие по летописям и легендам древнего Пскова.

Псков – старинный и очень красивый город. У каждой его башни есть легенда, у каждого храма – своя история. И когда вы их узнаете – город для вас оживет. Древний Псков — это город и государство, вечевая республика и одновременно город-крепость, страж русских земель на северо-западе.

Из глубины веков пришло к нам первое упоминание о Пскове. А кто же оставил своим потомкам рассказ «Откуда есть пошла земля Псковская»? Конечно, вы правы – это летописец.

Летописание – составление летописей, началось на Руси в XI веке. Самая ранняя из дошедших до нас русских летописей – «Повесть временных лет», ее составителем считается монах Киево – Печерского монастыря Нестор. Итак, вместе с летописцем мы отправляемся в историческое путешествие.

О Пскове — городе из летописей не известно, кем был создан и какими людьми; известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить. Известно также, что Игорь Рюрикович взял себе жену Ольгу из Пскова. Кто же такая Ольга?

Родиной Ольги называется древняя весь Выбутская, что находится вверх по течению реки Великой близ Пскова. Некогда, когда еще и Пскова в помине не было, родилась в том месте и выросла красивая и скромная девушка с васильковыми глазами и волосами цвета спелой ржи. Именем – Ольга.

…Охотился как-то в псковских лесах молодой киевский князь Игорь. И очутился он на берегу полноводной реки. Как перебраться на другой берег? И увидел Игорь, что кто – то плывет по реке в лодке, взял и окликнул перевозчика, велел перевезти ему себя на противоположный берег. Каково же было удивление Игоря, когда в подплывшей лодке оказалась молодая  девушка. Это и была Ольга. Пораженный ее красотой, молодой князь попытался завести с Ольгой вольный разговор. Но мудрая не по годам девушка прочла Игорю целое наставление о нравственности и целомудрии. Изумился Игорь ее уму и рассудительности, и на прощание подарил Ольге колечко и просил его не забывать.

Когда пришла пора Игорю жениться, в псковские края направились представительные киевские сваты – просить руки девицы не от княжеского рода, не из вельмож, а от простых людей. Так и стала псковская Ольга женой великого киевского князя Игоря, матерью доблестного Святослава и бабкой Владимира Красное Солнышко. Случилось это в 903 году, а Ольге в ту пору было двадцать лет.

«Игорь вырос и сбирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольга» — так преподобный Нестор отметил замужество Ольги в «Повести временных лет».

Согласно «Повести временных лет» крещение Ольги состоялось в Константинополе, во время которого ей было наречено имя Елена. Именно царь византийский, лично присутствовавший при крещении, назвал Елену (Ольгу) Мудрой.

С тех пор княгиню Ольгу (в крещении Елену) называли Мудрой. Существует мнение, что именно это событие повлияло на появление всем известного имени Елена Мудрая (Премудрая).

Мудрая правительница была во всем первой. Стала первой христианкой в русском княжеском роду, начала вводить христианство на Руси. По смерти своей причислена к лику святых. День смерти княгини Ольги 24 июля (по новому стилю) стал днем ее памяти. Через десять веков, 23 июля, 1944 года, накануне Ольгиного дня Псков был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Две почитаемые даты отмечаются в рамках празднования Дня города Пскова.

В Пскове есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост, Ольгинская часовня и Ольгинский ключ. В окрестностях Пскова находятся Ольгино поле и Ольгин камень.

В дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи, в городе появились сразу два памятника великой княгине. Один из них подарок скульптора Зураба Церетели. Поставлен в 2003 г. в сквере около гостиницы «Рижская». Княгиня Ольга изображена как воительница. Во втором (автор В. Клыков), в сквере у Октябрьской площади, нашел отражение образ великой псковитянки как первой христианки на Руси.

С именем Ольги связана еще одна легенда из истории Пскова.

В старые, добрые времена псковичи любовно и с гордостью называли свой град не иначе как дом Святой Троицы. Откуда пошло такое название, догадаться нетрудно: главный храм Пскова – Свято-Троицкий собор, без которого невозможно представить город. Имена мастеров, что возводили храм во славу Святой Троицы, к сожалению, не сохранились, а вот о том, как был основан Троицкий собор, да и сам Псков, в народной памяти сохранилась легенда.

 …Как – то, уже будучи христианкой, объезжала великая княгиня киевская Ольга свои владения… День клонился к вечеру. Утомленная Ольга спешилась с коня и подошла к берегу неторопливой реки Великой. Темные тучи на небе проносились так низко, что казалось, вот-вот зацепят макушки деревьев, раскачивающихся под порывами пронизывающего ветра. Внезапно ветер стих, точно удивленные, замерли деревья, а спешившие с севера тучи замедлили свой бег и расступились, уступая место яркому, золотистому свету, который тремя лучами пролился с небес на землю. Там, где у слияния двух рек — Великой и Псковы — высился каменистый мыс, поросший могучими столетними деревьями, свет трех лучей пересекся. Пораженная этим чудным видением, Ольга воскликнула: «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии!»

Возблагодарила Ольга Бога за знамение, предрекающее силу и славу земли Русской, помолилась и поставила крест. Возвратясь в Киев, великая княгиня не забыла о своем обещании на берегу Великой. Велела послать туда много золота и серебра для постройки храма, заложить город Псков и населить его жителями. Так по легенде возник город Псков и первый на Руси храм во имя Святой Троицы.

В XIII-XIV веках появилось первое местное  псковское летописание – основной источник по истории Пскова и Псковской земли. Летописные известия строились по годам («летам»). Они разнообразны по содержанию и рассказывают о войнах, неурожаях, эпидемиях, пожарах, торговле, городском строительстве.  Поражают добросовестность и точность записей с большим количеством дат, цифр, подсчетов. Не редкость в летописном тексте – живые разговорные  обороты. Сообщения о том, что происходило в других землях Руси, в псковских летописях немногочисленны и лаконичны. Даже о таких крупных событиях общерусского значения, как нашествие Батыя в XIII в., псковский летописец записал очень кратко: «Прииде царь Батый на землю Русскую и поима грады. И идоша до Игнача креста и ту воспятишася».

Основная летописная работа велась при соборе Святой Троицы, где находился «ларь» для важнейших документов.

Зато есть интересная информация о том, каким увидел Псков  в 1415 году немецкий рыцарь Гильберт де-Ланноа. Он возвращался из Новгорода в Псков, выдавал себя за немецкого купца. Псков нашёл он также «весьма большим и сильно укреплёнными городом»; причем заметил, что в кремль города никакой иностранец не впускается под опасением смертной кары.

При описании местоположения, путешественник замечает, что Псков лежит при слиянии двух рек — Moede и Plesko, под которыми следует понимать реки Великую и Пскову. Интересно, что реку Великую он называет Moede, возможно, это подлинное местное и, конечно, древнее название реки. Тогда настоящее название Великая есть перевод в финских или латышских наречиях.

О тогдашнем политическом состоянии Пскова, рыцарь говорит, что «он составляет особое княжество, под верховною властью Московского Короля, а своего Князя псковитяне изгнали и сослали; видел я его в Великом-Новгороде».

А вот замечание о псковском костюме: «Русские этого города носят длинные волоса, расстилающиеся по плечам, а женщины круглую диадему позади головы, словно как бывает на изображениях у святых». Что касается до волос, то вот что говорит об этом позднее Герберштейн: «Жители (хотя уже переведённые из Москвы, с московскими развращёнными обычаями) не во всем ещё последуют москвичам: например, волосы носят не по русскому обычаю, а по-польски, разделенные на две стороны» (то есть не в кружок, а с рядом, или пробором на лбу).

Погостив во Пскове, Гильберт де-Ланноа отправился в обратный путь опять на санях, по реке Moeude, или Великой, и по озеру Pebees (Пейпусу, или Чудскому). Тут он не заезжал уже в Нарву, а повернул прямо на Drapt (то есть на Дерпт, или Юрев-Ливонский), который описывает хорошим городом».

После потери Псковом независимости образовались две ветви псковского летописания (свод 1547 г. и свод 1567 г.)

Псковские летописи на протяжении XV-XVI вв. сохраняют основные черты старшего псковского летописания, но появляются и новые тенденции. В XV в. летописные записи становятся все более подробными, охватывая события военной и церковной жизни Пскова и приобретая постепенно общерусский характер. Расширяется тематика псковских летописей, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову: борьба в Орде, взаимоотношения между русскими князьями, удельные смуты в Русской земле, события в Литве и Новгороде.

А нам, желающим знать историю родного края, доступна «Сокращенная псковская летопись» митрополита Евгения. Этот человек волею судьбы оказался на псковской земле и многие годы своей жизни посвятил изучению и описанию ее истории.

Евфимий Алексеевич Болховитинов родился в 1767 году в г. Воронеже. Митрополит Евгений – это звание и имя он получил, став священником. С 1816 года он – архиепископ Пскова. Им издана «История княжества Псковского» и много других работ по истории Отечества. Митрополит Евгений был не только священником, но и ученым, историком – краеведом, который изучал прошлое нашей родины. Народная память водила пером Нестора и митрополита Евгения.

Проверь свои знания


Викторина «Знатоки старинных слов»


Результат

Ты знаток старинных слов, поздравляем!

Что-то ты не очень. Старинные слова — это явно не твой конек

#1. Что означает старинное слово «чело»?

Далее

#2. Что означает старинное слово «кудесник»?

Далее

#3. Что означает старинное слово «курган»?

Далее

#4. Что означает старинное слово «жребий»?

Далее

#5. Что означает старинное слово «отрок»?

Далее

#6. Что означает старинное слово «осенина»?

Далее

#7. Что означает старинное слово «сеча»?

Далее

#8. Что означает старинное слово «око»?

Далее

#9. Что означает старинное слово «веверица»?

Далее

#10. Что означает старинное слово «недуг»?

Завершить

Источники


Наша Псковская земля – край богатой и славной истории. Многие поколения историков и краеведов немало сделали для изучения уникальной псковской земли, ее богатой неповторимой истории и культуры. Ей посвящены многочисленные книги и статьи, коллективные сборники и авторские работы, многие из которых представлены в библиотеках города.

  • Васюрина, Л. Волшебный остров : Псков в гравюрах Валентина Васильева / Л. Васюрина // Новости Пскова. – 2002. – 4 июня. – С. 5.
  • Град, освященный Троицей Святой : сборник сценариев / сост. Е. Н. Сойтту . – Псков : [б. и.], 1998. – 63 с.
  • Летопись земли Псковской : годы и события / Федер. агентство по образованию, Псков. гос. пед. ун-т им. С. М. Кирова ; авт.-сост. И. О. Колосова, Т. В. Круглова, З. Л. Тимошенкова и др. – Псков : ПГПУ, 2007. — 487 с.
  • Мой город : книжка – раскраска для дошкольников /авт. – сост. С. В. Кускова. – Псков : [б. и.], 2001. – 28 с. — 1100-летнему юбилею г. Пскова.
  • Псковский Летописец : краеведческий альм. №1 / отв. ред. О. К. Волочкова. — Псков : [б. и.], 2009. – 158 с.
  • Степанов, Ю. Легенды и предания Псковщины / Ю. Степанов. – Псков : Информ. агентство «Псков-инфопресс», 1993. – 53 с.
  • Филимонов, А. Вороний камень : Псков в гравюрах Валентина Васильева / А. Филимонов // Новости Пскова. – 2002. – 2 июня. – С. 5.