Литературно-мемориальный дом-музей Александра Алтаева «Лог»

Литературно-мемориальный дом-музей Александра Алтаева «Лог»

Дом-музей Ал. Алтаева (усадьба «Лог») расположен на окраине деревни Лосицы (на границе Плюсского и Гдовского районов, около 160 км от Пскова)  на высоком берегу реки Плюссы. Усадьба находится в стороне от основных трасс и поэтому не слишком известна.  

Однако усадьба уникальна — это единственный сохранившейся деревянный усадебный дом пушкинского времени в стиле «ампир», его постройка относится к концу XVII-началу XIX в. Связан с именем и творчеством замечательной русской писательницы Маргариты Ямщиковой (псевдоним — Александр Алтаев).

Барский дом с колоннами, выстроенный в стиле русского деревянного ампира, окружают древние дубы, липы и ели живописного парка. В живописном ландшафтном парке XIX в. на берегу р. Плюссы до сих пор сохранилось большое количество ценных старовозрастных деревьев.

Сюда приезжал Семён Семёнович Гейченко, чтобы изучить устройство усадьбы и принципы ландшафтной композиции. По подобию Лога утроены усадьбы в Михайловском и Тригорском — на склоне, с которого открывается вид на реку и озеро, на псковские дали.

Сохранившийся интерьер дома, обстановка, подлинные предметы быта и прикладного искусства передают атмосферу давно ушедшей жизни русской провинциальной усадьбы, а литературно-мемориальная экспозиция музея рассказывает о судьбах трех удивительных женщин — М. В. Ямщиковой, Л. А. Ямщиковой и О. К. Гориневской.

Историческая справка

Автор и строитель усадьбы неизвестен. Имение Лог находилось в Гдовском уезде Псковской губернии. Усадьба Лог в начале XIX в. принадлежала В. Зиновьеву, участнику войны 1812 г., связанного дружбою с декабристами. До 1837 г. усадьбой владела его дочь — Александра Васильевна Зиновьева, получившая Лог в приданное. В 1837 г. усадьба Лог была продана генерал-майору Щетинину.

В 1843 г. неподалеку от усадьбы Лог строится часовня Митрофания Воронежского. В 1856 г. она была перестроена в церковь. В 2011 пострадала от пожара. В настоящее время восстановлена. 

Судя по отдельным сохранившимся деревьям, возраст которых порядка 150 лет и выше (дубы, липы), парк в усадьбе Лог был заложен в первой половине XIX в. и продолжал создаваться до 1890-х гг., о чем свидетельствует возраст большинства старовозрастных деревьев: лип, елей, берез, возрастом 110-140 лет.

В 1870-е годы усадьбой владеет помещик Г. фон Ремер, участник Крымской компании, полковник в отставке. В 1890-е годы он передает усадьбу крестьянам. С 1890-х гг. Логом владеют Варвара Николаевна Писарева и ее дочь Ольга Константиновна Гориневская.

Ольга Константиновна Гориневская получила прекрасное образование, владела несколькими языками, училась в Петербургской консерватории по классу скрипки. После революции супруг эмигрировал в Польшу, а Ольга Константиновна уехала в Лог. Придворная дама, знакомая со всеми членами царской семьи, в Логу работала простой сельской учительницей. Не иначе, как добрый гений места сохранил Ольгу Константиновну и в годы революции, и в годы репрессий, и в Великую Отечественную войну. Она не только уцелела сама, но у неё даже не был отнят усадебный дом.

Двух своих дочерей Гориневская в 20-ые годы отправила к бывшему мужу. Но одинокой её жизнь назвать было нельзя. Пожалуй, даже больше, чем своих дочерей, она любила Маргариту Владимировну Ямщикову, писательницу, взявшую себе мужской псевдоним Ал. Алтаев.

О. К. Гориневская знакомится с М. В. Ямщиковой в 1895 г. С этой поры  М. В. Ямщикова почти каждое лето бывает в усадьбе Лог.

Имя писателя Ал. Алтаева известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Ал. Алтаев — псевдоним Маргариты Владимировны Рокотовой (в замужестве Ямщиковой). Она прожила долгую жизнь: родилась в 1872 г., умерла в 1959 г., соединив в себе два века русской культуры. Ее книги говорили о великой человеческой мысли и будили в читателе любовь к истории и культуре мира… Это труд семидесяти лет в литературе, подвижнический труд просвещения, могущественной деятельной педагогики».

Знакомство переросло в ближайшую дружбу, которую эти две незаурядные женщины пронесли через всю жизнь. Ямщикова называла Гориневскую своей второй дочерью. Дружба связывала Ольгу и с дочерью Маргариты Владимировны, Людмилой Андреевной Ямщиковой-Дмитриевой, актрисой и соавтором матери.

В 1926 г. М. В. Ямщикова покупает у Гориневской флигель от дома в усадьбе Лог, где жила и работала в летние месяцы с 1927 по 1958 год (за исключением военных лет).С восторгом вспоминала писательница о первых годах жизни в этом маленьком доме: «Мы приезжали в Лог партиями: сначала энергичный Речной, потом — не менее энергичная Люся и, наконец, я — глава семьи и добытчик средств, и каждого из нас Лог очаровывал по-своему… Все нам казалось необыкновенным, очаровательным. Приводила в восторг мысль, что можем жить спокойно, все вместе, в чистоте, у себя в скромном и таком уютном домике на берегу Плюссы, в чудесной, ласкающей глаз местности. Кругом как будто только одна природа — не видно никакого жилья. Даже знакомый большой дом и тот загорожен стеной сирени. Под окнами куст шиповника. Против приветно раскинула свои тенистые ветви огромная ель, посаженная еще маленькой Олей, когда ее привезли сюда впервые. А у самой террасы ствол березы, однолетки ели, развесистой, широкой, точно обнимающей наш домик. Выглянешь из окна светлого веселого коридора — зеленый скат, переходящий в луг. А за Плюссой — даль на много верст с серебряной извилистой лентой красавицы реки. А воздух свежий, ароматный, пьянящий, которым не дышишь, а который пьешь. И тишина… зеленая тишина…».

Поздней осенью Маргарита Владимировна почти всегда переезжала в большой старый дом О. К. Гориневской.  «Деревянный, одноэтажный, он был обшит тесом, два фасада оформлены деревянными колоннами, балкон обращен к реке Плюссе».

Вместе женщины спасли дом от разорения в годы гражданской смуты: то, что Гориневская была женой архитектора Николая II, спасло дом от разорения белыми, писательница Ямщикова вполне себе сотрудничала с большевиками, что спасало дом от разорения красными. Когда началась Великая Отечественная война, эти места были оккупированы немцами уже в начале июля 1941 года. В усадебный дом к Гориневской хотел вселиться германский офицер. Но Ольга сказала, что бывшая придворная дама по положению не может жить в одном доме с мужчиной, это её компрометирует. Удивительно, но сработало!

Как-то зимой в имение пришли обмороженные и голодные партизаны. Ольга Александровна долгое время укрывала их в своем доме. Парадокс ситуации заключался в том, что командир партизанского отряда перед войной хотел разобрать усадебный дом на стройматериалы для колхозных нужд.

С этим домом О. К. Гориневская и М. В. Ямщикова были связаны до конца жизни.

Вот каким предстал этот дом перед Маргаритой Владимировной в 1955 году: «Старый дом по фасаду весь увит виноградом. Перед ним цветник и небольшой огород. Все залито лучами летнего солнца…».

Жизнь на Псковщине помогла Маргарите Владимировне в создании романов «К вершине искусства» , «Пасынки Академии», «Чайковский», «Глинка», «Микеланджело», «Рафаэль», «Леонардо да Винчи» и многих других книг.  Ямщикова была трудолюбива, написала более 150 книг, в основном биографий великий людей, переработанных для детей и юношества. Именно она в начале ХХ века начала биографическую серию «Жизнь замечательных людей», бренд которой после революции был присвоен Максимом Горьким.

Умерла М. В. Ямщикова в феврале 1959 года в Москве, похоронена в Санкт-Петербурге.

До 1966 года  Ольга Гориневская жила в Логу безвыездно, а затем переехала к дочерям в Америку. В сети можно найти американские письма Ольги Константиновны. В каждом письме чувствуется тоска по любимым местам. Гориневскую интересует буквально всё — есть ли грибы в лесах, уродились ли огурцы и картофель, выпал ли снег, какие цветы цветут в палисаднике, вскрылась ли Плюсса из-подо льда…

Умерла Ольга Константиновна в 1978 году. Прах Ольги Гориневской по её завещанию был перенесен в Лог с другого континента и теперь покоится на старом церковном погосте.

Но еще в 1967 г. (после смерти Ал. Алтаева в 1959 г.) О. К. Гориневская завещала свой дом Плюсскому райисполкому для создания в нем народного музея писательницы. Вскоре народный музей М. Ямщиковой, которая называла Лог «родиной души», был открыт.

Внешний вид дома и внутренняя планировка изменениям не подвергались, лишь щеповая кровля заменена шиферной и утрачена лестница, ведущая с балкона к реке Плюссе. В усадьбе Лог всё настоящее и подлинное — мебель, обои, витраж из венецианского стекла, люстры, деревянные полы, печи.

С 1980 года усадьба Лог — филиал Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Уже больше тридцати лет в усадьбе работает Татьяна Николаевна Степанова, научный сотрудник, хранитель и экскурсовод. Именно благодаря ей сохраняется это заповедное место. 

В статье использованы материалы открытых источников Интернета и блога.  

Видео


А. Алтаев. Лог. Усадьба на Плюссе


Рекомендуем