Мирожский монастырь

Мирожский монастырь

Слава Спасо — Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Расположен он на мысу, на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель обращена к городу.

По мудрому наставлению одного из отцов церкви, чтобы обратить в свою веру, «надо ее показать». Именно так и поступил во второй половине XII века архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, по указанию которого в Пскове, на слиянии рек Великой и Мирожа, был заложен Мирожский монастырь и воздвигнута его главная святыня — Спасо-Преображенский собор. Его ученик — преподобный Аврамий, был в монастыре первым игуменом.

На территории монастыря, обнесенного каменной оградой (поставлена в XIX веке вместо деревянной), находится несколько разновременных построек. 

Дорога к соборному Преображенскому храму идет через южные ворота и сад с хозяйственными постройками на старинных фундаментах. Северную часть монастыря замыкает Стефановская церковь со Святыми воротами (памятник архитектуры XVI — XVII веков). Собственной церковь находится на втором этаже трехэтажной постройки. На первом и третьем этажах расположены кладовые палаты.

В 1789 году рядом со Стефановской церковью появилось новое каменное здание Братских келий. 

Тогда же было начато строительство колокольни, завершенное в конце XIX века. 

К западу от Преображенского собора находится Дом настоятеля XIX века — строение на высокм фундаменте с каменными подвалами.

Самая древняя, сохранившаяся монастырская постройка — Спасо-Преображенский собор, построенный в первой половине XII века (1148 или 1156 год — в разных источниках по-разному). Это – образец и идеал всего последующего развития псковской архитектуры. Церковь возведена и расписана греческими мастерами, приглашёнными святым митрополитом Нифонтом.

Спасо-Преображенский собор стал первым каменным храмом древнего Пскова. Работы по его возведению и созданию фресок велись почти одновременно. Несомненно, что в строительстве собора под руководством греков принимали участие и местные мастера. Этот бесценный опыт  стал мощным импульсом для развития школы зодчества и иконописи. Здесь был написан точный список со знаменитой иконы Божией Матери «Великая Панагия Оранта Мирожская».  Спасо-Преображенский храм — гениальное произведение древних зодчих — стал образцом для всех последующих поколений псковских мастеров.

Храм знаменит в первую очередь уникальными фресками – единственным по сохранности комплексом росписей домонгольского времени, памятником византийской живописи, равного которому почти что и нет в мире. 

Расписывать храм Нифонт, будучи греком по происхождению, пригласил византийский мастеров. И они сотворили настоящее Чудо. Всё внутреннее пространство собора — от пола до потолка — это потрясающе по своему драматическому накалу и эмоциональному воздействию повествование, не просто пересказ Нового Завета, но глубокое проникновение в самую суть христианского учения. Можно представить, какое неизгладимое впечатление производили эти фрески на тогдашнее, большей частью языческое, население города.

Фрески Спасо-Преображенского собора в XVII веке были закрашены и скрыты под толстым слоем побелки, и лишь в 1858 году их обнаружили при ремонте собора и стали раскрывать. До этого времени о их существовании никто не знал. Нашел росписи археолог, реставратор и историк в области искусств В. В. Суслов. Восстановлением фресок занимались владимирские мастера-иконописцы под руководством Н. М. Сафронова.

По своему возрасту и сохранности фрески Мирожского монастыря не имеют аналогов в мире. О них написано множество научных работ. В начале 90-ых годов XIX века древние изображения были переписаны с сохранением первоначальной иконографии. В 20-ых годах прошлого века в монастыре начались реставрационные работы, которые ведутся до сих пор. 

Уникальные древние фрески монастыря сохранили священный стиль письма. Религиозная идея имеет преобладающее значение и практически не оставляет свободы для личного творчества художника. Почти все изображения являются копиями с лучших греческих образцов, но при этом имеют самобытный язык символов, по-своему обыгрывая традиционные христианские сюжеты.

Фрески грандиозной (более 40 фигур) композиции «Вознесение» в куполе (в византийских храмах в данном случае изображаются два, четыре или шесть летящих ангелов, а здесь присутствуют восемь стоящих ангелов) и «Деисус» в своде центральной апсиды храма наглядно раскрывают соединение божественной и человеческой природы во Христе и спасительный смысл его жертвенного земного служения.       На протяжении многих веков Мирожская обитель хранила в своих стенах бесценную духовную жемчужину —  чудотворную икону Божией Матери. Ее называли Мирожская Оранта, то есть моление.  Впоследствии на иконе были добавлены изображения благоверного псковского князя Довмонта, в святом крещении Тимофея, и его супруги Марии, в монашеском постриге Марфы…

На чаше преподобного Нифонта была надпись: «Святой епископ Нифонт… будучи на престоле, многия святыя обители и церкви устрой со благоверным князем Всеволодом Псковским, и по преставлении князя Всеволода прииде… во Псков и созда… церковь Преображения Господня, и обитель преславную украси, и братию собра, и игумена постави». Сейчас икона хранится в Псковском музее-заповеднике.

Монастырь находился в пешей доступности от псковского Крома и всегда оставался одним из культурных центров города.  Спасо-Мирожский монастырь был первым центром летописания в Пскове. В обители находилась богатая библиотека, здесь работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. В XIII веке здесь был выполнен один из списков знаменитого «Слова о полку Игореве».

Так как монастырь не входил в систему городских защищенных сооружений, он часто подвергался нападениям чужаков и разорению. Несмотря на столь опасное положение, монастырь совершенно не был укреплен: его окружала только невысокая деревянная ограда да тын. В 1299 году Мирожский монастырь (как и Снетогорский) был сожжен ливонскими рыцарями, которые перебили немало монахов.

В начале XVI века в монастыре обучался преподобный Корнилий Псково-Печерский.

Во времена осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 году на колокольне монастыря установили пушки, обстреливавшие город.

С XVI века монастырь был одним из богатейших среди обителей Пскова: он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой.  В хозяйстве монастыря состояли кузницы, мукомольные мельницы, многочисленные хозяйственные постройки. Богатая и обширная обитель занимала всю долину Мирожки и часть берега Великой. В 1799-1808 годах была сделана нынешняя каменная ограда.

После революции 1917 года монастырь был упразднен, а на его территории разместилась Псковская экскурсионная станция. В 1994 году здесь была воссоздана мирожская иконописная школа, которую возглавил известный иконописец современности Зинон (Теодор). В 2011 году начала работу иконописная школа для детей.

При осмотре собора извне надо учитывать то обстоятельство, что по данным археологических раскопок культурный слой на территории Мирожи достигает 1,6 м, однако массивный, вросший в землю храм и сегодня поражает своей мощью.

Особую атмосферу Мирожского монастыря как оазиса чистого воздуха и тишины в окружении шумного разросшегося Пскова создает сад, по обыкновению имевший в обители особое назначение и служивший прообразом библейского Райского сада.

Видео


Сокровища земли Псковской. Мирожский монастырь. Фрески
Сокровища земли Псковской. Мирожский монастырь. Архитектура
Сокровища Земли Псковской. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря


Рекомендуем