Музей-усадьба «Тригорское»

Музей-усадьба «Тригорское»

Примерно в пяти километрах к западу от Михайловского находится село Тригорское — усадьба ближайших соседей и друзей Пушкина Осиповых и Вульфов. Это место стало для него вторым домом в годы михайловской ссылки. Имение было названо так из-за своего расположения на трех холмах.

В пушкинское время оно принадлежало П. А. Осиповой. С ее семейством поэт познакомился во время своего первого посещения Михайловского, в дальнейшем он нашел в Прасковье Александровне преданного и искреннего друга на всю жизнь.

А. С. Пушкин часто бывал в Тригорском, особенно в начале ссылки. Он познакомился и подружился с детьми П. А. Осиповой: ее старшие дочери были увлечены поэтом и дорожили его расположением, сын Алексей стал приятелем Пушкина и сообщником по веселым забавам и любовным похождениям. Вместе они беседовали об истории, литературе и политике.

В Тригорском царила атмосфера доброжелательности, «дружеской свободы», молодости и взаимной симпатии. Здесь поэт не только отдыхал в кругу своих друзей, но и черпал вдохновение для своих произведений. 

Вечерами обитатели тригорского дома собирались у рояля. Звучала музыка Россини, Моцарта, Вебера. Лучше других на рояле играла Алина Осипова. Летом 1825 года здесь звучал голос Анны Керн.

Обитателям Тригорского посвящены многие пушкинские стихи и главы его романа в стихах «Евгений Онегин». Со временем даже отдельные уголки Тригорского парка приобрели собственные имена: «Аллея Татьяны», «Скамья Онегина». Литературные названия уголков парка, мемориальные деревья («ель-шатер», «дуб уединенный», «береза-седло») несут знак памяти о поэте.

Историческая справка

Именным Указом Екатерины II в 1762 году земли Егорьевской губы, в состав которых вошло Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семеновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому.

В 1780 году имение переходит по наследству его сыну Александру. При Александре Максимовиче происходит активное возведение хозяйственных и служебных построек на территории усадьбы. С любовью и знанием дела оформляется английский пейзажный парк.

С 1813 по 1859 год хозяйкой усадьбы является дочь Александра Максимовича — Прасковья Александровна Осипова-Вульф, с семейством которой Пушкин подружился в годы михайловской ссылки.

С начала 1820-х годов семейство Осиповых-Вульф перебирается из старого дома в здание бывшей полотняной фабрики. Старый усадебный дом сгорел в 1850-х годах, сохранились фундаменты дома и примыкавших к нему усадебных построек.

В сознании самих обитателей усадьбы, а позднее и первых паломников дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа «Евгений Онегин» угадывались конкретные лица. 

С 1859 года хозяином имения стал A. Н. Вульф. При нём в усадьбе активно велись строительные и ремонтные работы. После смерти A. Н.  Вульфа в 1881 году была составлена «Опись недвижимого имения села Тригорского», где было названо 20 построек.

С 1884 года усадьба была сдана в аренду М. И. Пальмову, который заботился о сохранении пушкинских памятных мест.

В 1918 году тригорская усадьба была сожжена и разграблена. 

Огромное культурное значение имело восстановление дома-музея тригорских друзей поэта Осиповых-Вульф в 1962 году, чему предшествовала большая исследовательская работа.

В 1978 году была восстановлена тригорская банька, в светёлке которой летом 1826 года А. С. Пушкин проводил время в дружеском общении с Н .М. Языковым и А. М. Вульфом.

В 1996-1998 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции усадебных построек и парка Тригорское, в значительной мере способствовавшие возрождению былого очарования в этих овеянных поэзией местах.

Дом-музей Осиповых-Вульф

Этот дом — здание бывшей полотняной фабрики, которое хозяева приспособили под жилье в начале 1820 годов.

В буфетной, с которой начинается экскурсия по дому, представлены картина художника В. Мешкова 1916 года «Дом Лариных» в Тригорском, интерьер в доме Осиповых-Вульф художника В. Максимова 1899 года, копия плана дома, выполненная известным географом, внуком А.П. Керн Ю.М. Шокальским в 1924 году, старинные фотографии внешнего вида и интерьеров Тригорского дома конца XIX — начала XX веков.

В столовой представлены мемориальные вещи из Тригорского: медный самовар, две вазочки (итальянский фарфор с росписью), посеребренные подносы, столик резной (дуб, орех), холодильницы для шампанского из с. Голубово.

Экспонируются копии рукописей романа «Евгений Онегин», стихотворных посланий, автопортреты и рисунки А.С. Пушкина, силуэты Анны и Евпраксии Вульф, портрет А.И. Вульф и Алексея Вульфа, копии писем А.С. Пушкина к П.А. Осиповой-Вульф.

В кабинете Алексея Николаевича Вульфа представлены мемориальные вещи: кресло Вульфа, столик ломберный; умывальный прибор из с. Голубово (кувшин и тазик); книга Фихте «Назначение человека» с владельческой надписью, шахматный столик.

В комнате Евпраксии Николаевны Вульф представлены мемориальные вещи: силуэт юной Е. Н. Вульф (неизвестный художник), подарки Пушкина — чернильница, шкатулка, ковшичек для разливания жженки; часы из Тригорского. В гостиной, где обитатели Тригорского музицировали, где А.С. Пушкин читал свои стихи, представлены: каминные часы из Тригорского, картины из Тригорской коллекции.

В комнате Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф представлены ее портрет, вещи — кресло, секретер, рабочий столик, бювар с рисунком на крышке, чернильный набор. Также здесь находится месяцеслов П. А. Осиповой на 1837 год с записью о смерти Пушкина.

Библиотека Тригорского занимает две комнаты. Здесь можно  познакомиться с теми книгами, которыми пользовался поэт, занимаясь в библиотеке Тригорского. Здесь экспонируются мемориальные вещи: часы «со знаменами» А. М. Вындомского, шкатулка «комодик», подсвечник в виде мраморной колонны. Представлены бюсты Платона, Вергилия, Мольера, портреты Н. И. Новикова, Е. А. Боратынского.

Господская банька

Невдалеке от дома-музея и фундамента первого дома Вындомских на высоком каменном фундаменте во времена Пушкина стояла баня, в которой неоднократно ночевал поэт и проводил замечательное время летом 1826 года в компании своих приятелей Н.М. Языкова и А.Н. Вульфа.

Экспозиция посвящена пребыванию Пушкина с друзьями в Тригорском, их творчеству и литературным занятиям здесь. Это довольно большое строение могло служить и домом для гостей, и местом отдыха в летнюю жару, и в то же время было баней.

Тригорский парк

Тригорский парк — памятник садово-паркового искусства второй половины 18 века. По площади он больше парка Михайловского и распланирован с учетом особенностей рельефа местности. Закладку парка М. Д. Вындомский (дед П. А.Осиповой) начал в романтическом стиле, не забывая при этом об экономически выгодном хозяйстве всей усадьбы (в восточной ее части располагалась полотняная фабрика, конюшни, амбары).

Фруктовый сад разделял парадную и хозяйственную часть усадьбы. Планировка пейзажного («английского») Тригорского парка исключительно тщательно и продуманно увязана с холмистой местностью и двумя глубокими оврагами на территории усадьбы, с живописной долиной реки Сороти.

Отдельные уголки парка носят имена, связанные с написанием романа «Евгений Онегин». На самом краю крутого обрыва к реке Сороти, под сенью вековых дубов и лип, стоит белая садовая скамья —  «скамья Онегина». Отсюда открывается великолепный вид на живописную долину Сороти, хорошо видна дорога в Михайловское, по которой проезжал Пушкин.

Дорожка от баньки ведет к «зеленому залу» (месту, где устраивались игры для детей, а летними вечерами — танцы для тригорской молодежи). Отсюда через мостик дорога ведет к «Ели-шатру», вековому дереву, воспетому Пушкиным. Ель  была украшением парка и под ней можно было спастись в самый сильный дождь. К сожалению, она погибла в 1965 году, но на ее месте высажена новая, специально подобранная.

От старых времен в парке осталась круглая, обсаженная дубами площадка — «Солнечные часы». Эти часы — одна из самых интересных «затей» парка. Тень от гномона, установленного в центре дернового круга, падает на «часовые» дубы, высаженные по его периметру.

В систему солнечных часов входил также и «дуб уединенный», к которому ведет полуденная дорожка.

От солнечных часов можно пройти к «аллее Татьяны», своеобразному продолжению въездной однорядовой дубовой аллеи, которая, напротив «дуба уединенного» сменяется близко посаженными липами в «аллее Татьяны». Возраст этих деревьев 230-240 лет.

Украшением парка служат пруды, по берегам которых растут ивы, а на зеркальной поверхности воды — белые лилии.

Фотогалерея



Рекомендуем