Развитие музыки на древней псковской земле вполне может иллюстрировать «большую» историю русской музыки. Письменные и археологические источники говорят о существовании в Пскове развитой церковной культуры уже с Х-ХI веков. Вероятно, уже в то время в древнем Пскове звучала и удивительная литургическая музыка.
Николай Петрович Яхонтов (1764 — 1840) — потомок древнего псковского рода и один из первых русских оперных композиторов-псковичей. Офицер, дипломат, государственный чиновник, пианист и композитор Николай Петрович Яхонтов родился в 1764 году в селе Кунино Новоржевского уезда (современный Опочецкий район).
О детстве Николая Петровича, его первых шагах в музыке известно мало, вероятно, свое первоначальное музыкальное образование он получил у отца. Свою первую оперу «Король и пастух» он и сочинил в 1789 году, пребывая в Пскове и в деревне у отца.
По материнской линии Н. П. Яхонтов состоял в родстве с Н. А. Львовым, Г. Р. Державиным, В. В. Капнистом и А. М. Бакуниным. Творческая жизнь Яхонтова проходила между Санкт-Петербургом и Псковской губернией, куда он окончательно переселился в 1807 году.
Это был одаренный музыкант, оперный композитор, автор первых русских опер, популярных на домашней и придворной сцене. Яхонтов хорошо чувствовал сцену и умел музыкой создавать живые образы своих героев.
Значительная часть жизни Николая Петровича Яхонтова, связанная с Псковом, до сих пор остается малоизвестной. В 1820 году, выйдя в отставку, Николай Петрович поселился в своем имении Туховик в Псковском уезде и прожил там почти 20 лет.
Умер Николай Петрович Яхонтов 16 июня 1840 года, в возрасте 70 лет. Похоронен был на погосте Устье у стен древней церкви Николы, что на левом берегу реки Великой вблизи впадения ее в Псковское озеро и неподалеку от усадьбы Щиглицы.
Сохранились три его оперы. Долгие годы было известно только о двух – «Сильф, или Мечта молодой женщины» и «Король и пастух». Несмотря на то, что либретто Николаем Александровичем Львовым написано на французском языке, сюжеты были из русской сельской действительности и наполнены симпатией к простым людям. Оперы были насыщены песнями и забавными диалогами.
Современники, которые видели постановку только в «домашних» и любительских театрах считали их образцовыми комическими операми и сравнивали с операми-буффами, среди которых была и «Свадьба Фигаро» Моцарта.
Рукописи этих двух опер были обнаружены после Великой Отечественной войны в Древлехранилище Псковского музея, где хранилась усадебная библиотека семьи Яхонтовых.
Подробнее — на сайте «Псковиана»
2 сентября 2015 года в Белом зале Российского института истории искусств состоялась петербургская премьера оперы Н. П. Яхонтова «Милет и Милета» в исполнении преподавателей и учащихся Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского-Корсакова.