Псковское церковное зодчество

Псковское церковное зодчество


Благовест

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

А. К. Толстой

русский писатель

Пусть за окнами мчится стремительный XXI век, век компьютеров и новых технологий, а мы с вами окунёмся в седую древность. Мы постараемся  увидеть в сегодняшнем Пскове город древний, необыкновенно красивый и своеобразный.

«Что ни город, то норов»,- так гласит древняя поговорка Руси. Это сказано словно бы о храмах и крепостях нашего города, все они самобытны и неповторимы; то они открыто смотрят с берегов рек, то прячутся в гуще застройки. Крепостные стены и башни — величественные и суровые, белостенные храмы,  простые и радостные, с такими же приветливыми крыльцами; высокие, мощные стены звонниц или маленькие звоничики, примостившиеся на краю кровли… Они дополняют друг друга и неотъемлемы от тех мест, где построены.

Каменное зодчество древнего Пскова сохранилось до наших дней.  Летописец любовно называл псковских каменщиков мастерами каменносечной хитрости. Особенной была псковская архитектура. В чем же самобытность псковских храмов?

Псковичи строили  храмы обычно из известняковой плиты, в изобилии добывавшейся на Псковщине. Их обмазывали известковым раствором и белили. Обмазка подчеркивала неровности кладки. Оттого стены храмов получались шероховатыми, и от этого храм как будто оживал: утром вставало солнышко и радостными, бодрыми лучиками пускала длинные тени, наступал день – и солнце в зените пускает тень точно вниз. Да и сами храмы – неровные, белые или чуть – чуть розоватые – как лебеди в своем белоснежном оперении.

И украшены они были по-особому.

С ХIV-ХV столетий на Псковских церквах появляются очень красивые узоры из простейших геометрических фигур: квадратов и треугольников.  Классический псковский орнаментальный пояс, состоящий из двух рядов прямоугольных и между ними одного ряда треугольных впадин, складывался из небольших, совершенно необработанных, а лишь обколотых до нужного размера плиток. Окончательная форма орнаменту придавалась обмазкой. Ими украшаются купольные барабаны. 

Эти узорчатые каймы составляют особенность Пскова. Редкая церковь их не имеет. Очень часто к ним присоединяются углубления в виде кокошников с уступами внутри. Эти создания чисто народного местного творчества обличают недюжинный художественный вкус самобытных Псковских зодчих того времени. Подобные украшения можно видеть почти на всех Псковских церквах, но особенно они развиты на Никольской со Усохи, Варлаамской и Богоявленской.

С конца XV века появляются цветные изразцовые пояски, придающие новую прелесть церковным куполам.

К числу чисто Псковских украшений относятся еще надоконные «бровки», очень излюбленные в Пскове,  они изящно поднимаются углом над самым оконцем. Как же их делали? Над окном в барабане церкви каменщики укладывали две наклонные плитки, а под ними еще такие же ровные плитки расходились в стороны, но выдвигали их на несколько сантиметров за лицо стенки. Таким образом, получалась «бровка».

Псковичи предпочли шлемовидным куполам, что были распространены, купола – луковки.

Одну из особенностей Псковского зодчества, как церковного, так и гражданского, составляют крыльца своеобразного Псковского пошиба: впереди ставили два толстых каменных столба; между ними перекидывали арку; с каждого столба такие же арки перекидывались на стену; сверху все сооружение покрывалось двускатной крышей. Такие крыльца находятся при Пароменской, Иоакимо-Анненской, Георгиевской, Воскресенской, Образской, Козьмодемьянской с Гремячей горы и др. церквах.

Другая Псковская особенность — это знаменитые звонницы, «очаровательные небольшие сооружения, создания немудреного ума, но поистине теплого чувства, проникнутые тонкой поэзией и чутьем прекрасного».

Под церквами устраивались подвалы, в которых хранилось церковное имущество, а иногда и купеческие товары. Такие подвалы находятся почти под каждою древнею Псковскою церковью. И, может быть, именно в этом подвале был  найден вот такой древний сундучок.

Попробуйте отгадать по описанию, какие предметы хранятся в древнем сундучке.

Путешествуя по псковской земле, мы  любуемся торжественностью и мощью ее архитектурных памятников. «Сердцем» Пскова можно назвать то место, откуда город пошел: Кром и Троицкий собор — символы всей Псковской земли.

На стрелке двух рек псковичи поставили крепость — Кром. С двух сторон Кром был защищен реками. С третьей — у Першей, или у Персей, то есть у стены, которая грудью встречала врага, — была выкопана «Гребля» — глубокий ров, наполненный водой. Через Греблю был переброшен подъемный железный мост на цепях. Когда враги хотели попасть в древнюю крепость, то им нужно было перейти Греблю с помощью этого моста и прорваться через ворота, за которыми, как они ожидали, был непосредственно город.

Но не тут — то было! Прорвавшись через ворота, враг оказывался в ловушке, которую псковичи называли захаб. Слово “захаб” происходит от древне — русского “охабень”, что означает – “рукав”. И действительно, этот длинный узкий коридор напоминает рукав. На выходе из этого коридора были сооружены еще одни ворота, довольно прочные и надежные. Но до них вряд ли кому из врагов удавалось дойти, так как пространство здесь перегораживалось опускными решетками. Запустив неприятеля в ловушку, псковичи поднимали мост на металлических цепях, а на головы врага бросали бревна и камни, лили кипяток и кипящую смолу.

Вот он — Троицкий собор: белостенная громада, уходит своими главами в самое небо, туда, где, словно воды реки, текут бесконечные облака. А рядом с ним высится мощный столп колокольни, словно дозорный, охраняющий город.

В ясные дни Троицкий собор виден за многие километры. Он занимает в городе высшую точку и словно держит весь Псков в своей деснице. Много в Пскове крупных новостроек, но ни одно современное здание не сумело заслонить Троицкий собор, оспорить у него господство над городом. Да это и справедливо, ибо веками копил он свою духовную силу, был символом героической истории города. Недаром в трудную минуту призывал князь Довмонт: «Братья мужи-псковичи! Потягаете за святую Троицу… за свое отечество».

Дошедший до нас каменный Троицкий собор по счету третий. Он построен в 1699 году. Первый каменный собор был возведен в 1138 году.

Троицкий собор всегда был средоточием жизни города. У его стен собиралось псковское вече. Здесь лежат мощи святых князей – покровителей города: Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, а также юродивого Николки Салоса.  В соборе и вокруг него — захоронения великих «мужей псковских» —  настоящее сердце стольного града Пскова.

Высок и затейлив иконостас в 7  ярусов в интерьере храма. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии.

Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка – Успение с Жабьей Лавицы, Никола со Усохи или Козьма и Дамиан с Примостья.

Церковь Николы со Усохи 

Церковь поставлена в 1536 году. Место, где стоит эта церковь, являлось в далеком прошлом границей осушаемого болота,  и называлось «усохою». Рядом протекала Зрачка — ручей. Ныне существующая церковь построена на месте старой каменной, поставленной в 1371 году. Церковь Николы со Усохи — одноглавая, четырехстолпная. С южной стороны примыкает часовня «Неугасимая свеча», получившая некогда свое название из-за свечи или лампады, постоянно горевшей перед иконой Николая Чудотворца. 

Одновременно с церковью на северной стене поставлена звонница. Позднее она перестроена в колокольню, на ней было семь колоколов.

Удивительно красивый и внутри, и снаружи храм…

Согласно легенде, когда в 1570 году царь Иоанн Грозный проезжал мимо церкви, как положено по уставу, зазвонил колокол, царский конь испугался, и царь велел отрубить «уши» большому колоколу.

Храм святителя Василия Великого (на Горке) 

Едва ли не самый известный памятник архитектуры XV –XVI вв.

Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол, в 1581 году оповестивший горожан о наступлении войск Стефана Батория.

Первое строительство храма Василия Великого (на Горке) датировано 1337 годом. Барабан и апсиды украшены трехполосным псковским орнаментом из геометрических фигур, на шее барабана, выше орнаментного пояса, идет кольцо кокошников.

Церковь Преподобномученицы Анастасии Римлянки и Великомученицы Анастасии Узорешительницы на Анастасиевской горке

Церковь Анастасии Римлянки, или Анастасии в Кузнецах, именуемая так по названию местности, где селились кузнецы. Как читаем в летописи, «церковь деревянную святую Анастасию, на Кузнецкой улице, псковичи возвели в 1488 году во время сильного мора (эпидемии).  Церковь Анастасии Римлянки была одной из живописнейших в городе. Под 1637 годом в летописи описан следующий случай. Перед проходившим здесь 12-летним мальчиком явился некто с крыльями, но без ног, и велел ему сказать жителям, что если они не изменят свою греховную жизнь, то на город обрушится гнев Божий. После этого мальчик был подхвачен как бы сильным вихрем и поднят в воздух выше церковного креста.

Церковь Святого Преподобного Варлаама Хутынского

Первое упоминание о церкви относится к 1466 году, когда она в один день построена по обету для избавления Пскова от мора (эпидемии). Каменная церковь построена в 1495 году. В древности рядом находились Варлаамские ворота, через которые 13 сентября 1472 года в Псков въехала Софья Палеолог, невеста Великого князя Ивана III Васильевича.

В 1615 году здесь был центр обороны города от войск шведского короля Густава Адольфа, именно здесь шведы пошли на решительный штурм, но город выстоял. Во время одного из штурмов главный удар шведов был нацелен на Варлаамовскую башню, псковичи взорвали её вместе с засевшими там врагами. Шведы также были поражены стрелами с купола церкви.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Покровский от Пролома храм выстроен в месте, где кипела жаркая битва во время решительного штурма Пскова армией польского короля Стефана Батория в сентябре 1581 года. Тогда в крепостной стене была пробита брешь (пролом), в которую устремились лучшие королевские рыцари. Но взамен каменной стены выросла живая – из защитников города. Сражение кипело весь день, за оружие взялись не только мужчины, но женщины и дети. В решительный момент захватчики дрогнули и бежали: в воздухе и они, и псковичи увидели Богородицу, осеняющую своим Покровом русскую крепость. Единодушно это чудо описывают и польские, и русские источники. На месте страшного сражения, у подножия могучей крепостной башни была возведена церковь, под сенью которой в братской могиле покоятся павшие воины.

Этот небольшой, скромный храм уникален не только историей и именем: он не похож ни на один другой ни во Пскове, ни где бы то ни было. Он как бы состоит из двух церквей — близнецов, «сросшихся» боками и притворами и соединённых галерейкой и звонницей. Внутри всё  ясно и уверенно говорит о том, что здесь – Дом Божий и усыпальница героев.

Предлагаем разгадать загадки о храме и о том, что находится внутри него.

Видео


Анастасиевская часовня в Пскове: прошлое и настоящее


Рекомендуем