Спасо-Елеазаровский монастырь

Спасо-Елеазаровский монастырь

Спасо-Елеазаровский монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь Псковской епархии Русской православной церкви. Расположен в 25 км на север от Пскова. До 1906 года именовался Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса.

Маленький, среди непроходимых лесов основанный преподобным Евфросином, Спасо-Елеазаровский монастырь во все века привлекал к себе внимание, потому что жили здесь монахи-подвижники, монахи-ученые, духовные старцы.

Название монастыря произошло от имени его предполагаемого основателя крестьянина Елеазара из села Виделебье, который в 1425 году покинул Снетогорский монастырь, где был монахом с именем Евфросин, и ушёл на берега Толвы (сейчас — река Толба). В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трёх Святителей с приделом в честь Онуфрия Великого.

После Весьма деятельное участие в обустройстве пустыни принимал сподвижник Евфросина схимник Серапион. После смерти Евфросина (в 1481 году; канонизирован как общерусский святой на Соборе 1551 года в Москве), деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошёл под гору, где была выстроена новая каменная Трёхсвятительская церковь.

В начале XVI века в монастыре жил старец Филофей, впервые обстоятельно развивший концепцию «Москва — третий Рим».

Монастырь сделался центром духовной жизни Псковской земли с 1510 по 1547 годы. В годы расцвета монастыря здесь было составлено житие его основателя Евфросина, проведено редактирование Псковской первой летописи. В эти же годы в монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Алексею Мусину-Пушкину.

Каменный Собор во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен во второй половине XVI века (около 1574 года при строителе Ферапонте) и представляет собой первоклассный образец псковской средневековой архитектуры.

В 1918 году монастырь был официально упразднён, окончательно закрыт в ноябре 1923 года.

Главная часть монастыря — каменный Трёхсвятительский Собор. На территории также расположены Церковь Преполовения Пятидесятницы, монастырские палаты, подворье, корпуса для проживания паломников.

Одна из святынь монастыря — Цареградская Икона Божией Матери, которая попала на псковскую землю из Константинополя в XI веке. Во время нападения на монастырь ливонского ордена икона пропала. Сегодня в обители хранится список святыни, выполненный на кедровой доске древнегреческим письмом.

Ещё одна святыня монастыря — чудотворная икона «Спас Елизаровский». По преданию она была обретена на месте сгоревшего храма. Ей приписывают способность останавливать эпидемии. В XIV веке крестный ход с иконой остановил в Пскове моровую язву.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников. В 1918 году монастырь был официально упразднён, окончательно закрыт в ноябре 1923 года. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилые дома.

В 2000 году монастырь был передан Псковской епархии и возобновлён как женский. Вновь затеплилась монашеская жизнь в Елизарове.

C мая (или августа) 2000 по май 2010 года место первой настоятельницы Спасо-Елеазарова монастыря занимала игумения Елисавета (Беляева). Похоронена первая игуменья напротив алтаря Трехсвятительского собора.

Ныне, после упразднения и разорения, монастырь вновь обретает свое прежнее значение. По смерти игумении Елисаветы (Беляевой) обязанности настоятельницы исполняет монахиня Мария (Корх).

19 августа 2010 года обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В тот же день Псковский музей-заповедник передал монастырю икону «Спас Вседержитель Елеазаровский» XIV века.

Водяная мельница на реке Толба находится напротив Спасо-Елеазаровского монастыря.

Издавна водяные мельницы при монастырях использовались для помола и просеивания зерна.

До недавнего времени водяная мельница была заброшена. Восстанавливалась усилиями монастыря с середины 2010-х годов.

В 2021 году мельница была запущена: закрутились все слагаемые этого гидротехнического сооружение, использующее гидроэнергию, получаемую именно с того с водяного колеса, движение которого выполняет работу посредством зубчатой передачи.

В настоящее время находится в собственности монастыря.



Рекомендуем