Частный музей «Литейный двор»

Частный музей «Литейный двор»

Музей расположен в деревне Сигово на территории Паниковской волости Печорского района Псковской области.

Новое здание находится в 100 метрах от музея народа сето (частный музей «Литейный двор» переехал из деревни Буравеньки).

«Вообще-то  музею » Литейный двор» более двадцати лет уже, — считает его основатель — колокольный мастер Александр Лапшин, —  он появился в 1996 году. Тогда меня пригласили на демонстрационную принародную  отливку  колокола массой 16 кг. Отлитый колокол получил имя Спасский. При этом я читал публичные лекции, проводил многочисленные беседы с посетителями Ярославского музея-заповедника — Кремля по-тамошнему. Затем это вошло в традицию, и 15 лет я был постоянным участником международного фестиваля хоровой и колокольной музыки в Ярославле. Отливал при публике колокольчики, проводил просветительные беседы… 
Для этого я на два летних месяца привозил свои авторские коллекции, литейный горн, оснастку. Теперь подобный музей назвали бы музеем под открытым небом. Тогда подобных названий и слышно не было. Ну, а в стационарном варианте получились только здесь: на благословенной Псковской земле».

Александр Владиленович Лапшин — основатель музея, специалист по литейному производству, доктор технических наук, профессор, колокольный мастер.

Александр Владиленович долгое время работал в Рыбинской государственной авиационной технологической академии, является автором более 70 научных публикаций. Рассказывал и показывал студентам, как отливать колокола, колокольчики, медную пластику, вел кружок художественного литья…

В 2001 году написал книгу «Опыт бронзового литья в русских традициях». Член Союза художников России.

Александр Владиленович является прекрасным поэтом, написавшим более трёхсот стихотворений. Издана книга его стихов «От ярости жара…» (полистать книгу, почитать стихи), сейчас готовится к публикации новый сборник стихов.

Основой для музея стали работы мастера: авторская звонница, многочисленная коллекция кабинетных колокольчиков, всевозможные сувенирные поддужные колокольчики, бронзовая кабинетная скульптура, авторские подсвечники, русское медное литьё (в том числе выставка медных икон, украшенных финифтью).

Александр Лапшин, чьи авторские изделия представлены в экспозиции, сам проводит экскурсии и рассказывает гостям о тайнах стародавнего литья, об истории колокольного дела на Руси, интересных фактах, мифах и легендах, связанных с колокололитейным делом, и даже учит играть на мини-звоннице.

Представлено большое количество фотографий, плакатов со схемами старинных литейных технологий , выставлены готовые колокольные формы. Показывается авторский видеофильм, подробно раскрывающий этапы колокольного литья.

Самое большое впечатление на посетителей музея производит концертная авторская звонница из девяти колоколов, с чистым и гармоничным звучанием.  Колокола соответствуют точным нотам и последовательно отстоят друг от друга на малые терции. Уникальность звонницы в том, что колокола спроектированы четырьмя различными способами, что позволило получить трехоктавное звучание, подкрепленное неповторимым сочетанием различных тембровых окрасок.

Историю ее появления поведал сам автор: «Ради интереса в 1994 году я отлил 8-килограммовый часовой колокол, о котором вычитал в старинной немецкой книжке по готике. Тут же он попал на выставку в ярославский музей. Его готов был купить сам Никита Михалков, как мне рассказали музейщики. Но они, к моему тогдашнему сожалению, его не продали. Так он  у меня и лежал «без дела».

В 1995 прочитал статью Пухначева, в которой автор ну уж очень  расхваливал  способ построения колоколов по Кнаббе (известный дореволюционный литейщик).  Всего отлил 7 колоколов по Кнаббе. Шесть колоколов продал, а седьмой, массой 8 кг, остался.

В 1996 году при съёмках авторского фильма о старинной схеме литья отлил колокол на основе известной книги Н. И. Оловянишникова массой 8 кг. При этом, опять же ради интереса, выбрал его диаметр точно таким же, как и у вышеупомянутого колокола по Кнаббе. Оказалось, что русский колокол при одинаковой массе на полтора тона  ниже. Это показалось забавным — не стал продавать «киношный» колокол.

В 1996 году   общественное объединение «Мологская слободка» заказало мне колокол памяти Мологского края, затопленного водами Рыбинского водохранилища. Колокол вышел на 12 кг и был построен  по-русски. Отлил — отдал. В этом же году у меня остался нереализованным ещё один русский колокол массой 21 кг…

В 1999 году неожиданно вернулся  Мологский колокол —  общественная организация «Мологская слободка » к этому времени  фактически рассыпалась…

Ну, раз уж у меня оказались пять колоколов, как-то само-собой пришла идея: а не объединить ли их в один ансамбль?! Прикинул, и оказалось, что все колокола идеально, при незначительной доработке-подточке, укладываются в последовательный звуковой ряд через полтора тона — в септаккорд. Дополнительно отлил тройку  зазвонных  колокольчиков  массой 1; 1,6; 3,5 кг соответственно и отлил ещё один часовой колокол, но уже второго типа… Таким образом, в 1999 году у меня у меня волею случайного стечения обстоятельств появилась показательная звонница из девяти колоколов, спроектированных четырьмя различными способами и отстоящими друг от друга сверху вниз строго через малые терции. Масса всех колоколов всего около 70 кг, а звучание! Употреблю расхожее  выражение: потрясающе!!!

Сколько восторженных отзывов  я выслушал и от простых людей, и от известных музыкантов! Сколько раз мне предлагали продать звонницу?! Не сосчитать. Без всяких колебаний отказывался. Даже не знаю почему!? Просто не хотел. Приезжайте к нам, послушаете, как звучит моя авторская звонница на новом месте  — разочарованы не будете – отвечаю!»

Играет сам мастер Лапшин Александрв в своём музее ‘Литейный двор в Сигово’

Обращают на себя внимание совсем малюсенькие наборы колокольчиков – точные ноты третьей октавы, на которых можно сыграть множество простых мелодий: «Вдоль по Питерской …», «В лесу родилась елочка», «Широка страна моя родная»,  «Боже, Царя храни».

Особенный интерес представляют авторские колокольчики, выполненные в кабинетном стиле, на теле изделия присутствует смысловая надпись, выражающая смысл художественного исполнения, соответствующие орнаменты, барельефы, ручки в виде фигурки человека или животного. Здесь есть мотивы сказок, исторических событий, изображения  известных людей. Интересно, что на каждый свой кабинетный колокольчик автор неизменно сочиняет стихотворение.

Бронзовый колокольчик «Бери, знать судьба»
по мотивам русской народной сказки «Царевна- лягушка».
Высота изделия около 110 мм.

По Высшей Воле тетива
Песнь судьбоносную пропела.
И указала путь стрела
На дивный свет в конце тоннеля.
На этот огонек идя,
Невесть о чем порой мечтаешь.
А может вывести стезя
Туда, где горе повстречаешь.
Но, если в полуночной тьме
Остался верен ты рассвету,
Придет желанное к тебе,
Как вдохновение поэту.

Бронзовый колокольчик «Все дело в шляпе!» 
по мотивам сказки Ш. Перо «Кот в сапогах». 
Высота изделия около 115 мм.

Судьбу предугадать нельзя…
Подчас такого наворотит,
Что задрожит кругом земля,
И ветром ставни заколотит.
Ух, разыгралась непогода.
Теперь уж нечего терять,
И все разбросанные камни
Придется заново собрать…
Пораньше встаньте, до рассвета.
Пусть опустел ваш кошелек,
Заваривайте кашу смело,
Был бы в порядке котелок.
И « хвост держите пистолетом»,
Что толку нюни распускать?
Готовы будьте, что Фортуна
Покатит на гору опять.

Бронзовый колокольчик
«Друзья, вам сердце оставляю», 
посвященный 200-летию А.С. Пушкина. 
Высота изделия около 110 мм.

Александр Сергеевич,
Как хвалить естество?
Для России Вы гений
И почти божество…
В словесах незнакомое,
Право, трудно найти.
Залил в бронзе я все,
Что хотел донести.
С Вашим образом новый
Колокольчик запел …
Вот и все, извините,
Лучше я не сумел…

Бронзовый колокольчик «Слава героям». 
Роте десантников, погибшей в Чечне. 
Высота изделия около 110 мм.

Вам было суждено в минуты роковые
Стоять на страже Родины своей.
Не отступили вы, хоть вороги лихие
Числом вас были много крат сильней.
В жестокой сече дни ваши кончались.
В росе кровавой заскорузлые поля.
Вас даже мертвых все еще боялись,
И с визгом резали остывшие тела.
Кавказские междоусобицы седые,
Все круче злоба, шире круг потерь.
И вороны жируют на России…
Герои спят, забытые теперь…

Сейчас всё внимание Александра Владиленовича нацелено на мастерскую, которая начала работу в начале лета. Каждый желающий сможет приложить руку к изготовлению колокола. Волшебство литья колоколов можно будет увидеть своими глазами!

Однако музей не ограничивается этим. Мастер режет пряничные доски и вместе со своей помощницей Эрикой Михайловой делает печатные пряники, рецепт которых разрабатывал ежедневно в течение двух месяцев. Три фирменных печатных пряника: «Псков», «Изборск», «Печорский» являются отражением любви и глубочайшего уважения к Псковской земле.

Эрика Сергеевна Михайлова (Ожигова) — мастерица-рукодельница, почти не имеющая дома своих работ. Ее стеганые лоскутные одеяла и авторские рюкзачки разлетаются по стране, едва родившись. Тканые полотна и фигурные пряники радуют настроением. Мастерица подбирает из лоскутков ткани замысловатые узоры, цветовые оттенки, составляет забавные и трогательные композиции.

А интернет-блоги, которые она ведет, выдают талант литератора, ландшафтного дизайнера и умелой хозяйки, и рассказывают об Эрике больше, чем она готова рассказывать сама.

Часть музея отведена творчеству хозяйки. Здесь представлен старинный ткацкий станок, за которым Эрика Сергеевна показывает приёмы ткацкого ремесла, рассказывает историю ткачества и лоскутного шитья, которым она занимается около пяти лет.

Также представлены образцы ее различных рукотворных изделий: куклы-обереги, подушки, аппликации – панно, сумки, половички и плод совместного с мужем творчества — имбирные и традиционные псковские пряники — узорчатые, расписные, способные храниться от Рождества до Рождества.

Формы для пряников изготавливает из дерева Александр. Поэтому одна из самых популярных — фирменная форма колокола. Пряники имеют простые и понятные надписи: «На здоровье», «С любовью», «Ням-ням»…  Секретом непортящейся выпечки хозяйка делится на специальном мастер-классе.

Ещё один символ музея – конек на крыше мастерской — упряжка коней.  Колокольчик с надписью «Только вперёд!» подвешен под двумя конями, возвышающимися над мастерской. По гороскопу Александр Владиленович Лапшин и Эрика Сергеевна Михайлова лошади.

Музей «Литейный двор» принимает организованные экскурсионные группы до 50 человек.
В усадьбе  всегда можно угоститься свежими печатными пряниками. Также увезти с собой прекрасный сувенир – печатный пряник – колокол! Заказы на изготовление трёх пряников «Псков», «Изборск», «Печорский» принимаются заранее! Можно заказать мастер-класс, где Эрика Михайлова будет учить ткачеству и угощать иван-чаем собственного сбора и домашними печатными пряниками в виде колокольчиков и бубенцов. Конечно, посетители будут иметь возможность приобрести понравившиеся им авторские колокольчики, одеяла, панно, сумки из разноцветных лоскутов…

В мастерской под руководством Александра Владиленовича желающие смогут приложить руку к изготовлению колокола или наблюдать волшебство литья колоколов своими глазами. А также узнать любопытные исторические факты, познакомиться с физикой звучания колоколов, с принципами проектирования их профилей, с основными требованиями к колокольному литью, с особенностями подточки колоколов под конкретное звучание …

Группа ВКонтакте «Литейный двор в Сигово. Колокольное дело» , «Reka Reka»


Рекомендуем