Десять храмов Пскова, внесенные в список ЮНЕСКО, на картинах Е. В. Ходовой

Десять храмов Пскова, внесенные в список ЮНЕСКО, на картинах Е. В. Ходовой

Архитектурные жемчужины, мини-крепости и духовные защитники города — как только ни называют древние храмы Пскова. Столетиями они переживали пожары, осады и нашествия врагов, но все равно выжили. Даже после бомбежек времен Великой Отечественной, когда почти все гражданские здания были разрушены, посреди руин все так же величественно возвышались белокаменные красавцы, пусть и потрепанные, с поврежденными кровлями и стенами.

Примерно восемь столетий назад наши предки создали свой уникальный стиль: объединили опыт зодчих Новгорода и Византии, возвели церкви, которые оказались непохожими друг на друга, превратив Псков фактически в музей под открытым небом. Некоторые говорят о Пскове, что это в первую очередь город-храм. И, действительно, сейчас в городе около 40 храмов.

7 июля 2019 года (в день всех псковских святых!) на 43-й сессии Комитета всемирного наследия в Баку в Список всемирного наследия ЮНЕСКО единогласным решением был внесён российский объект «Храмы Псковской архитектурной школы». Данный объект наследия включает 10 уникальных храмов XII-начала XVII веков, расположенных на реке Великая на северо-западе России:

  • собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря;
  • Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря;
  • собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря;
  • церковь Михаила Архангела с колокольней;
  • церковь Покрова от Пролома;
  • церковь Косьмы и Дамиана с Примостья;
  • церковь Георгия со Взвоза;
  • церковь Богоявления со звонницей;
  • церковь Николы с Усохи;
  • церковь Василия на Горке.

Представьте, что каждый четвертый псковский храм включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО с официальной формулировкой — представители псковской архитектурной школы. Видимо, не зря во многих летописях и древних документах Псков называли домом Святой Троицы, или домом Бога.

Предлагаем познакомиться с буклетом «Храмы Пскова в ЮНЕСКО» и посмотреть, как выглядят псковские храмы в живописи. Автор работ — Елена Викторовна Ходова.

Выставка Е. В. Ходовой «Псковские храмы. Родное и Вселенское»

Об авторе

Елена Ходова – по образованию филолог, больше 20 лет работала книжным редактором, в последние годы создаёт детские образовательные программы для Алисы в Яндексе.

«Всю сознательную жизнь я рисовала – тайком смешивала масляные краски под столом у папы-художника, растирала снежные глыбы разных оттенков белого в родном Челябинске, пыталась поймать тени сизо-серых туч на стенах старых домов в Санкт-Петербурге. А теперь вглядываюсь в охристые цвета псковских крепостных башен».

В 2014–2018 годах занималась в творческой мастерской «Голубая Ворона» (Санкт-Петербург) под руководством Евгения Нестерова. Используя масляные краски и акварель, осваивала техники старых мастеров и акварельного скетчинга.

Принимала участие в выставках масляной живописи:
• «Голубая Ворона представляет» (2014)
• «Эй, птичка!» (2015)
• «По следам Густава Доре» (СПб., Лютеранская церковь Св. Анны, 2017)
• «Новгородский пленэр» (2018)

А также в выставке лауреатов Международного акварельного конкурса «Акварелиум» (СПб., Союз художников, 2021).

О выставке

В детстве я везде рисовала сказочные храмы: с маковками, башенками, изразцами, с крепостными стенами. Что было странно, ведь в родном Челябинске храм я видела только один. И тот – гораздо более поздней архитектуры, уже начала ХХ века. В нем находился краеведческий музей.

И вот судьба привела меня сначала в Питер, где во время войны дедушка руководил складом боеприпасов на ладожской Дороге жизни. А затем в Псков, откуда родом была моя бабушка. Тут-то я и увидела ИХ. Старинные церкви, старинные башни. Очень много церквей. Так я получила псковскую разгадку на вопрос, откуда взялись эти образы в моих детских рисунках.

Псковские церкви показались мне и родными, и незнакомыми. Хотелось потрогать их древние стены, обойти вокруг, забежать вперед, и вбок, и вверх, потом отступить назад и окинуть общим взглядом. Словом, познакомиться поближе и понять их характер: увидеть неповторимые силуэты и найти особенные сочетания цвета для каждой из них. И в результате – создать не буквальные, а символические изображения.

Псковские церкви – они как люди. Все как будто похожие друг на друга, образцы «новгородско-псковской архитектурной школы» – белоснежно-шершавые, с широкими пухлыми главками, с бегунками и закомарами. Но при этом, так же как люди, все они очень разные. Это разнообразие я и стремилась передать в акварельных скетчах.

Надеюсь, теперь вы их тоже не перепутаете-)) И, гуляя по городу, составите для каждого «туристического объекта» палитру своих собственных впечатлений из ваших личных, любимых оттенков и линий.


Рекомендуем