Иоганн Давид Вундерер, немецкий путешественник родом из Страсбурга, в 1590 году посетил город Псков. В своих записках «Путешествие по Дании, России и Швеции с 1589 по 1590 гг.» он сравнивает Псков с Римом и пишет: «этот город Плесков, который московиты называют Псков, как некоторые говорят, по величине равен Риму, также почти могуч и населен, расположен треугольником у озера и является единственным во всей Московии городом, так укрепленным стенами. Он разделен на четыре части, каждая из которых окружена мощными стенами и башнями. В нем много иностранных купцов и ремесленников, каждый цех ремесленников живет отдельно, особенно те, которые для своего ремесла пользуются огнем».
В целом, как и в большинстве сообщений от иностранцев, мы узнаем мало нового, чего еще не знали бы. Но, конечно, не всегда стоить верить всем сообщениям. И вот Вундерер пишет: «В середине города течет Пскова, рядом с ней Великая, которые через Чудское озеро впадают у Нарвы в Финское море, между ними и расположен Псков. Через реки сооружено много мостов. В этих водах ловится много ценных рыб, как то: белуга… стерлядь… осетр, белорыбица».
Но было и необычное известие Вундерера, который видел в окрестностях Пскова «двух идолов, поставленных в давние времена жрецами, которые им поклонялись, а именно Услада, каменное изваяние которого в руке имеет крест, и Хорса, который стоит на змее с мечом в одной руке и молнией в другой».
Как отмечает историк А. Н. Кирпичников, приведенное сообщение Вундерера заслуживает внимания: «Вундерер описал, видимо, реальное, заброшенное в XVI веке древнее языческое святилище». Немецкий путешественник пишет, что изваяния находились поблизости от полевого лагеря Батория, войско которого осаждало Псков в 1581–1582 годах. И именно в этом районе (а его удалось локализовать на местности), у Промежицы, притока реки Великой, еще в конце XIX века был найден поврежденный каменный идол, которого можно сопоставить с одним из описанных Вундерером. Возможно, он описал бога солнца – Дажбога или Хорея. Его атрибут – крест – виден частично на «промежицком» идоле. Словесный портрет другого, пока не найденного идола с мечом и молнией, сближается с Перуном.
В целом, его записи вполне достоверны и представляют интерес. Однако записи дополнены некоторыми подробностями, почерпнутыми из существовавшей тогда литературы о России.