Псковская земля и Псково-Печерский монастырь в живописи Марии Вишняк

Псковская земля и Псково-Печерский монастырь в живописи Марии Вишняк

Мария Вишняк родилась в городе Пятигорске в семье художника Владимира Дмитриевича Вишняка. Именно под руководством отца она пятилетним ребенком сделала свой первый акварельный набросок. Закончила Детскую художественную школу. В 1978—1984 годах обучалась в институте имени В. И. Сурикова в мастерской портрета И. С. Глазунова. С 1982 по 1991 год преподавала в Художественном Лицее имени В. И. Сурикова. Персональные выставки художницы успешно проходят с 1989 года в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Нью-Йорке, Токио, Люксембурге, Дели, Вашингтоне и многих других городах. Ее работы находятся в частных коллекциях и музеях многих стран мира.

Пейзажи Марии Вишняк
http://mariavishnyak.com/russian/pictures/landscapes/all

Живописец Мария Вишняк — представитель русской классической школы. Пейзажи Марии Вишняк приглашают к созерцанию, размышлениям о всеобщем созвучии, о любви, пронизывающей и объединяющей все. Талантливо продолжая традиции русской реалистической школы, Мария Вишняк блестяще передает настроение, скрытую мысль. Полотна художника отражают не просто мимолетные эмоции и впечатления, а глубокие сущностные качества, настраивают на лад с гармонией мироздания.

Цветение, весенняя симфония — предел красоты земной — вот главные темы произведений Марии Вишняк. Созерцая ее картины, можно оказаться под золотым листопадом в липовой аллее, у паркового фонтана весенним днем или остановиться, созерцая гладь вечернего моря сквозь ажурные пальмовые листья. Знакомые заросшие разнотравьем берега Москва-реки, цветущая сирень перед грозой, соловьиные трели в майской роще или освещенные розовыми лучами далекие горы —  дают возможность зрителю отдохнуть глазами и душой. Помимо пейзажного жанра, высоко ценится талант Марии и как портретиста.

Православная живопись Марии Вишняк

Во многом, живопись Марии Вишняк — это мир, увиденный в свете православного мировоззрения. «От избытка сердца…» — так характеризует своё творчество сама художница. По её словам, творчество — это то, чем человек не может не поделиться с миром.

Художница умеет передать все бесконечное разнообразие природы, делая привычное откровением, через видимый образ обнаруживает незримое. Ее пейзажи и натюрморты полны радостной любви к красоте Божия Мира. Ее портреты полны глубины и величайшего внимания к внутренней жизни героев, которые пронесли сквозь испытания православное видение мира. Пейзаж ее картин очень красив своей сдержанностью и удивительно поэтичен. Между природой и человеком чувствуется великая божественная связь.

Мария Владимировна большую заслугу в успехе своего творчества приписывает духовнику протоиерею Анатолию Яковину, который почти четверть века окормлял ее семью. «Он научил этой внимательности, слушанию другой души», — отмечает художница.

Главное в пейзаже — это настроение, а настроение есть скрытая мысль, поэтому произведения Марии отличают лирическая взволнованность и влюбленность в красоту Божия Мира. «Любое творчество — это акт исповеди. Творчество — способ жить. Невозможность молчать. Всем нам смена времен года несёт в каждом сезоне свои образы и переживания. Все мы, конечно, видим всё это, переживаем всем существом, любим, горим, теряем и вновь любим…» — говорит художница.

Псково-Печерский монастырь в живописи Марии Вишняк

Летом 1988 года она жила в Псково-Печерском монастыре и собирала материал для четырех картин об основоположниках монастыря, а между заданной работой писала для себя. Так появилось несколько картин, посвященных обители. На них северный русский пейзаж, с его мягкими и нежными красками, монастырский сад, дорожка. На некоторых картинах часовня на святой горке, построенная наместником архимандритом Алипием (Вороновым). В настоящее время на месте ее стоит храм, посвященный Псково-Печерским преподобным. Часовня всегда была открыта для уединенной молитвы…На всех картинах, посвященных монастырю, неброская красота, лишенная внешнего лоска и ярких красок. В каждой из них легкая дымка и нежность ветвей деревьев, еле просматриваются цветы. И, конечно же, изображены те, кто ушел от мирской суеты и нашел счастье в уединении и молитве.

Каждая картина Марии Вишняк — это особый мир, в нем есть что- то всегда близкое и узнаваемое и в то же время — неотмирное, какая-то отстраненность от назойливой повседневности. В портретах роль камертона берет на себя созерцательная тишина. Остановимся на одном портрете — схимника Корнилия. Вот что рассказывает сама художница об этом портрете:

«Однажды в Лазаревском храме увидела такую красивую картину: сидит старец и читает помянник, псалтирь по живым и по усопшим. Он сделал перерыв и спросил, что я хочу? Я спросила: «Отец Корнилий, можно ли Вас нарисовать?» — «Пожалуйста, я буду молиться, а ты пиши». Так я писала старца неделю и общалась с ним. Оказалось, это человек удивительной судьбы. Родом из Петербурга, в прошлом моряк. Прошел всю Великую Отечественную целым и невредимым. Жена его тоже была военнообязанной. Так получилось, что в течение войны связи между ними не было и друг о друге они ничего не знали. Когда закончилась война, вернулся домой. А через короткое время, может быть, через день-два, вернулась и жена. Они жили в большой любви, но детей не было. В 80 лет похоронил жену и, как в старые добрые времена, по обету ушел в монастырь. На портрете ему 88 лет, но у него горячие, сверкающие глаза и в таком возрасте. Этот человек видел много всего. И его горячее сердце с тем же воодушевлением, как было на войне и в миру, шло в молитву…».

Другая картина обращает к XVI веку. Перед нами святой игумен Корнилий. На заднем плане прясла крепостных стен и только что возведенный по его проекту храм в честь святителя Николая чудотворца — истинного защитника православной веры. Работают иноки и на кровле, и внизу, у храма. Лежат аккуратно отесанные бревна. Так и ощущаешь запах свежей стружки. Над святыми вратами богомаз дописывает икону Божией Матери Путеводительницы (Одигитрии). Все тихо и мирно. Но если на заднем плане передано движение, то совсем иное впечатление от согбенной фигуры игумена. Здесь безмолвие и тишина. Глаза его устремлены вдаль, а может быть внутрь себя. Что он видит? Во что погружены его мысли? Или это глубокая молитва? Или прозрение будущего?

Итак, к какой бы картине Марии Вишняк вы не обратились, везде безмолвие и тишина, будь то пейзаж, или портрет, или храм. Везде красота творения, созданного Богом. И еще: все они дышат удивительной свежестью. В них нет броскости, рассчитанной на толпу. Они предназначены для человека, любящего Бога.


Рекомендуем